29 октября 2021 00:21

Утонули в цифрах

Счётная палата выяснила степень износа речного флота

Коллегия Счётной палаты рассмотрела результаты проверки эффективности использования средств федерального бюджета и государственного имущества, выделенных на государственную поддержку внутреннего водного транспорта (ВВТ). В очередной раз подтвердилось, что состояние речного флота, мягко говоря, неважное.
«С 2010 по 2012 год протяжённость внутренних водных путей без навигационного оборудования и без гарантированных габаритов увеличилась с 34,6 тыс. км до 49,7 тыс. км, что приводит к снижению эксплуатационных возможностей речного флота, падению спроса на перевозки грузов, снижению безопасности речных пассажирских перевозок», – рассказал представитель Счётной палаты.

Большинство действующих на внутренних водных путях судоходных гидротехнических сооружений введено в эксплуатацию 50–70 и более лет назад. Ухудшение их технического состояния привело в последние годы к снижению уровня безопасности при их эксплуатации, росту риска возникновения чрезвычайных ситуаций. Удельный вес сооружений, находящихся в работоспособном состоянии, за период с 2010 по 2012 год уменьшился с 26,9% до 24,1%. Степень износа транспортных средств в организациях Росморречфлота по состоянию на 1 января 2013 года составила 83,3%.
«Кроме того, выявлено, что документы, регулирующие деятельность организаций, содержание внутренних водных путей и расположенных на них сооружений, приняты в 70–90-х годах прошлого века и не обновлялись с учётом современных требований, что создаёт риски возникновения нештатных ситуаций», – констатировали в Счётной палате.

По словам генерального директора группы компаний ОАО «Московское речное пароходство» Константина Анисимова, речное судно «спокойно работает и 50, и даже 70 лет при условии модернизации каждые 15–20 лет».
«В том числе меняются двигатели, ремонтируется подводная часть судна. Также каждые 5 лет контролирующими органами проводится средний ремонт, – объяснил он. – У нас порядка 150 грузовых судов. Средний возраст – около 30 лет.

Это нормальный возраст: средний возраст, к примеру, немецкого речного флота – 44 года, бельгийского – 45 лет», – сообщил топ-менеджер.

По прогнозу Константина Анисимова, в ближайшие годы будет наблюдаться определённый рост грузоперевозок внутренним водным транспортом, но ближе к 2020 году, наоборот, стоит ожидать их падения. Он объясняет это тем, что после 2020 года начнётся резкое списание флота. А учитывая, что новый флот просто не строится, соответственно и «возить будет не на чем». Поэтому должны быть приняты меры поддержки транспорта, в том числе судостроения.

Сейчас для шипинговых компаний, особенно для малых и средних, строить новый флот совсем невыгодно, так как из-за дорогих кредитных денег он не окупается. В этих условиях реальную помощь могло бы оказать предоставление операционного лизинга, который предусматривал бы выделение средств по умеренным ставкам под проекты строительства судов с утверждёнными бизнес-планами.

Вопрос о создании такой услуги для судоходных компаний периодически поднимается среди отраслевых игроков и экспертов. О том, что «нужно убедить банки начать предлагать новую продукцию», говорил и заместитель министра транспорта Виктор Олерский.

Также и по мнению начальника службы по связям с общественностью ОАО «Объединённая судостроительная корпорация» Алексея Кравченко, это один из немногих путей, «чтобы сдвинуть с мёртвой точки проблемы строительства нового флота и развития гражданского судостроения в принципе».
«Очевидно, что данную схему предстоит ещё оттачивать, но она, безусловно, может работать в наших условиях», – считает он.

Маргарита Меньшакова


Справка «Гудка»
По данным Счётной платы объём бюджетного финансирования мероприятий, связанных с поддержкой ВВТ, вырос в 2012 году по сравнению с 2010 годом с 17,3 млрд руб. до 26,5 млрд руб. При этом кассовое исполнение составило в 2010 году 17,26 млрд руб. (99,8%), в 2011 году – 22,5 млрд руб. (99,4%), в 2012 году – 26,47 млрд руб. (99,7%).
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30