03 апреля 2020 21:19

Временная остановка

Необходим дальнейший рост качества услуг в сфере грузовых железнодорожных перевозок.
Дмитрий Мачерет, первый заместитель председателя Объединённого учёного совета ОАО «РЖД», д.э.н., профессор
В первом полугодии текущего года Индекс качества был весьма стабилен. Его значение составляло 65 баллов в январе – феврале и 66 баллов в марте – июне. Это твёрдая четвёрка в соответствии с предложенной участникам исследования классификацией и 2/3 от максимально возможной величины. При этом ни один критерий, учитывающийся при расчёте показателя, не оценивается пользователями ниже 50 баллов, то есть все значения попадают в области хороших или даже вовсе отличных отметок.

С одной стороны, полугодовую стабильность Индекса на столь высоком уровне можно считать успехом. Однако важно сказать, что в с января по июнь прошлого года индикатор демонстрировал устойчивый рост, а сейчас он буквально замер на месте. Так что налицо некая стагнация качества перевозок.

Конечно, любой подъём рано или поздно имеет тенденцию к замедлению. Однако в условиях, когда целый ряд частных показателей качества находятся вблизи от грани между «хорошо» и «удовлетворительно», достигнутый, хотя и весьма высокий уровень нельзя считать тем результатом, который нужно просто закрепить и поддерживать.

Очевидно, что необходимы дальнейшие положительные изменения качества услуг. Но этому мешает нерешённость ряда ключевых вопросов, в том числе базовой проблемы развития инфраструктуры. Это критически важно ещё и потому, что к естественным пределам подошёл уровень оценок по критериям, сыгравшим ранее роль драйверов роста, например, таким как «наличие вагонов».

Таким образом, в условиях сохранения инерционного развития вряд ли можно прогнозировать уверенный подъём Индекса качества в будущем. Скорее всего, индикатор будет незначительно колебаться с учётом сезонных факторов и динамики объёмов перевозок. Существуют также риски его снижения.

Целесообразно при этом обратить внимание на показатели-аутсайдеры, для которых относительно низкий уровень в первом полугодии 2013 года сочетается с незначительными улучшениями к аналогичному периоду года минувшего. Другими словами, оценки по этим показателям отстают и по достигнутому результату, и по динамике. Речь идёт о критериях «соблюдение сроков доставки» и «развитие инфраструктуры». Из этого следуют основные направления повышения качества услуг для возобновления динамичного роста Индекса и устранения диспропорций между уровнями отдельных его составляющих: прорывные решения в области развития инфраструктуры и совершенствования технологии перевозок («процессной логистики»), а также технологически подкреплённое приведение нормативной базы в соответствие с пожеланиями клиентов.

Крайне важно реализовать энергичные меры, направленные на повышение качества, именно сейчас, то есть в период относительно низкого спроса на грузовые перевозки. Это необходимо для того, чтобы возобновление роста спроса в перспективе не привело к снижению Индекса качества и, соответственно, рыночной конкурентоспособности железнодорожного транспорта.


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31