17 февраля 2020 13:41

Романтика за стеклом

Билетные кассиры устроили представление таланта, находчивости и знаний

Меньше чем через месяц в Москве пройдёт финал сетевого конкурса профессионального мастерства «Лучший билетный кассир пригородного сообщения России». Имена большинства его участников известны: многие перевозчики уже выбрали тех, кто поедет в столицу отстаивать честь компаний. Цели и задачи конкурса корреспондент «Гудка» выяснял, побывав на его региональном этапе, на котором соревновались билетные кассиры ОАО «Московско-Тверская пригородная пассажирская компания».


Спектакль профессионалов

– Конкурс мотивирует билетных кассиров к повышению профессионального мастерства, направлен на выявление наиболее квалифицированных специалистов, способствует обмену и распространению передового опыта, а также личностному развитию каждого сотрудника компании-перевозчика, – рассказывает генеральный директор ОАО «Московско-Тверская ППК» Игорь Иванов. – В этом году конкурс проводится во второй раз.

За кулисами актового зала Московского колледжа железнодорожного транспорта № 52 чувствуется волнение. Конкурсанткам, а побороться за выход в финал приехали 10 очаровательных девушек из Москвы, Крюково, Клина, Твери, Бологого и Ржева, предстоит первый выход на сцену. В форменной одежде. На каждой участнице форма сидит безупречно. Но девушки всё равно придирчиво разглядывают себя в зеркало: то воротничок поправят, то причёску, то макияж. Ещё бы, ведь им надо произвести первое визуальное впечатление на взыскательное жюри.

– Первый тур регионального конкурса прошёл для меня намного легче, – говорит билетный кассир станции Бологое Елена Цыганок. – Дело в том, что для участия надо было написать, почему я выбрала эту профессию, заполнить анкету, выслать три фотографии – общего и крупного плана в форме и вне работы, которая отражала бы мои интересы. Две недели мы репетировали.

– Конкурс – это же спектакль, целое театральное представление, – продолжает билетный кассир станции Клин Виктория Бычкова, – здесь нельзя перепутать порядок выхода, знать, где стоять на сцене, и главное привыкнуть к ней. А дефиле в вечерних платьях. Это же целое искусство ходить по подиуму.

Слышатся слова ведущего: «Итак, мы начинаем…» Девушки спешат к выходу. Звучит гимн компании, на сцену в сопровождении шоу-балета Марины Михеевой выносят флаг ОАО «РЖД» и ОАО «Московско-Тверская ППК».

Настаёт очередь конкурсанток. Поочерёдно они выходят на сцену и выстраиваются в стройную линию. Во время выхода каждой девушки на экране транслируются её фотографии, а голос за кадром представляет участницу, рассказывает, где и сколько она работает билетным кассиром, что думают о ней начальство и коллеги.


Минута на объяснение

Наконец все участницы представлены. На очереди члены жюри. После того, как знакомство состоялось, девушки отправляются за кулисы готовиться к этапу «Визитная карточка», который проходит под девизом «Краткость – сестра таланта».

Каждая участница должна суметь донести до окружающих, почему она стала кассиром, всего за одну минуту.

За кулисами нет столь жёсткого регламента, поэтому девушки охотно откровенничают.
– У меня всё, казалось бы, просто, – рассказывает билетный кассир станции Торжок Оксана Самоукина. – Я определилась в выборе профессии ещё в детстве, мы с подругой часто бывали на станции, где её бабушка работала билетным кассиром. Мне так нравилось, как к окошку её кассы подходят пассажиры, задают вопросы.

А вот билетному кассиру станции Бологое Екатерине Сорокиной помог случай.
– Я хотела найти такую работу, чтобы быть полезной людям, были пробы и ошибки, – улыбается она. – Но однажды мне нужно было срочно попасть в другой город. Обратившись за помощью в билетную кассу, я получила квалифицированные ответы и билет на ближайшую электричку. Моя проблема была решена. И я поняла, что все мои мечты нашли воплощение в профессии билетного кассира. Вокруг меня всегда много людей, которым нужна я и которые нужны мне.

На сцене рассказы девушек смотрятся эффектнее, артистичнее, но они так же откровенны. А трое конкурсанток – билетные кассиры станций Клин Виктория Бычкова, Тверь – Елена Авакимян (на фото справа) и Юлия Трофимова и вовсе продекламировали стихи собственного сочинения.

Рассказав о выборе профессии, девушки идут готовиться подтверждать свои компетенции.


Каверзные вопросы

– Следующий этап конкурса – «Выше обстоятельств» – один из самых сложных, ведь будут оцениваться знания, – рассказывает Игорь Иванов. – Участницам предстоит отвечать на вопросы, порой каверзные, проявив смекалку и, быть может, чувство юмора. Каждый кассир должен обладать очень большим набором профессиональных качеств и талантов: быстрой реакцией, широким кругозором, быть сообразительным и находчивым. Бывают ситуации, когда нужно воспользоваться сложной вычислительной аппаратурой или оказать первую медицинскую помощь.

Девушки вновь выходят на сцену, держа в руках планшетки с бумагой и маркеры. Ведущий поочередно задаёт 10 вопросов и даёт 4 варианта ответа на них. На принятие решения – 10 секунд, номер правильного ответа участницы пишут маркером на листе бумаги и показывают жюри. Результат приятно удивляет судей – неверный ответ всего один.


Изысканные воплощения

Поупражнявшись в знаниях и остроумии, конкурсантки идут переодеваться. Впереди у них фотосессия.
– Во время подготовки к конкурсу нам поставили непростую задачу – представить внутренне близкий для себя образ, – рассказывает Оксана Самоукина. – Это может быть литературный герой, сказочный или исторический персонаж. Естественно, надо было придумать соответствующие костюмы, подобрать аксессуары. Но самое сложное – суметь изобразить этот персонаж на сцене, работать «на камеру», контролировать мимику, жесты, ведь по условиям конкурса дефиле будет снимать профессиональный фотограф.

Надо отметить, что и здесь все девушки оказались на высоте и продемонстрировали таланты фотомоделей. А их богатая фантазия и вовсе превзошла все ожидания. Гости конкурса, болельщики, а их было более 70, и члены жюри лицезрели воплощения прекрасного ангела, гуттаперчевой циркачки, знойной цыганки, купчихи в пышных одеждах, изысканной живой скрипки, трогательной Татьяны Лариной, доверчивой Красной Шапочки, вредной старухи Шапокляк и хозяйки Медной горы с каменным сердцем.


Своими руками

Лучшие билетные кассиры должны быть не только находчивыми и артистичными, но и настоящими рукодельницами. Жюри проверило эти их способности в состязании «От всего сердца». Девушки выполняли ещё одно домашнее задание.
– Нам предложили сделать что-то своими руками, – говорит билетный кассир станции Ржев Ольга Сергеева. – Я люблю шить, поэтому одела куклу в форму билетного кассира собственного производства.

Елена Авакимян тоже взяла в руки иголку и нитки. Получилась прекрасная картина, вышитая крестиком. Картина Оксаны Самоукиной была представлена в лоскутной технике. А работа Виктории Бычковой оказалась не только красивой, но и вкусной. Она изготовила композицию в форме крыла из самодельных суши и роллов.

Все домашние заготовки подарили зрителям в зале. «Счастливые» места определяла лотерея.


Первая среди равных

На церемонию награждения девушки выходят в вечерних платьях. Игорь Иванов называет имя победительницы:
– Первое место и выход в финал Всероссийского конкурса получает Елена Авакимян.
– Победа стала для меня настоящим сюрпризом, – признаётся она. – Не ожидала, что смогу обойти таких сильных и достойных соперниц. Сначала я, конечно, волновалась. Особенно было страшно первый раз выходить на сцену, выступать перед людьми, ведь раньше мне этого делать не доводилось. Но, когда я появилась перед публикой, волнение каким-то чудом ушло. Возможно, повлияло дружелюбие зрителей и болельщиков, и я почувствовала себя непринуждённо.

Легче всего мне, пожалуй, дались те этапы конкурса, где надо было показывать домашние задания. Не потому, что было время подготовиться. Просто я люблю рукоделие, вот и вышила крестиком картину. Ещё я девушка спортивная. Поэтому выбрала образ циркачки, показав номер с обручем, скакалкой и лентой. Была уверена, что такой номер мне по силам, ну и он очень эффектно смотрится.

Железная дорога привлекала меня с самого детства, хотя в моей семье никто никогда не работал на магистрали. Мне всегда был близок особый чёткий ритм жизни железнодорожников, нравилась форма. Дома я часто играла в железную дорогу, строя из стульев длинный поезд. А сама продавала билеты своим родителям и любимым игрушкам. Уж очень мне нравилось, как ловко и быстро человек за окошком оформляет проездные документы. Я часто наблюдала за этим – любила ходить на станцию и могла часами стоять у билетной кассы.

Когда пришло время определяться с выбором профессии, сомнений не было – пойду на железную дорогу. Живу я в Лихославле и поначалу работала там дежурной по залу. Но вот год назад стала кассиром на вокзале в Твери, за смену оформляю от 300 до 500 билетов.

На первый взгляд может показаться, что эта профессия однообразна, без тени романтики и особой привлекательности. Но это не так. Осваиваться поначалу было сложно. Не было опыта общения с людьми. Но с первых дней работы я поняла, что главные профессиональные качества, необходимые билетному кассиру, – терпение, вежливость, чувство юмора и умение сопереживать.

Это целая наука, как нужно общаться с пассажирами при ведении диалога – от приветствия до прощания. И от того, как я поздороваюсь с ними, во многом зависит результат моей работы.

Да что там поздороваться! Надо любить разговаривать с людьми, уметь сопереживать их чувствам, уметь найти правильную линию поведения даже в нестандартной, а порой и в экстремальной ситуации, потому что наша профессия тесно связана с профессией психолога.

Билетный кассир часто становится первым или последним лицом, с которым общается пассажир в здании вокзала. И даже через стекло кассы он должен чувствовать исходящий от кассира позитив и понимание.

Порой возникают ситуации, когда кассир оказывается единственным, к кому человек может обратиться за советом или помощью. Я с большим удовольствием эту помощь оказываю.

А сколько я вижу разных интересных людей за одну только смену – и каждый из них со своими радостями, горестями и переживаниями. Такое общение обогащает мой жизненный опыт и кругозор.

Поэтому на работу я хожу с удовольствием.

У меня интересные перспективы! Ведь я параллельно учусь в Московском государственном университете путей сообщения. Название моей специальности «Экономика и управление на предприятиях железнодорожного транспорта». Сейчас у нас каникулы, и всё своё свободное время я посвящаю подготовке к сетевому конкурсу, чтобы достойно отстаивать честь своей компании.

Финал пройдёт 12 сентября. За победу будут бороться 24 лучших билетных кассира сети.

Галина Лучкина
Фото Анны Зеленской



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  

Выбор редакции

Летний призыв