24 февраля 2020 18:08

Расчёт на сервис

От нового производителя ремонта локомотивов ждут оперативности и качества

Низкое качество ремонта тепловозов по-прежнему затрудняет вывоз угля и других грузов из северных регионов. Переломить ситуацию поможет переход к сервисному обслуживанию локомотивов. Пилотный проект передачи трёх ремонтных депо «ТМХ-Сервис» стартует на Северной дороге с ноября.
«Локомотивный парк нестабилен, для обеспечения грузового движения в Сольвычегодском и Сосногорском регионах не хватает тепловозов 2ТЭ10 из-за их пересодержания в неэксплуатируемом парке, – рассказал начальник сектора организации работы локомотивов Северной дирекции тяги Олег Смирнов. – Много машин заходит на неплановый ремонт, отставляется по перепробегам и простаивает в ожидании ремонта и техобслуживания».

По его словам, ремонтники не удовлетворяют потребность СЖД в оздоровлении тяги. С других дорог северяне машины в помощь не получают, как это было раньше. Приходится перераспределять существующий парк.
«В депо Иваново начали поступать новые 2ТЭ116УД, и по мере насыщения ими парка можно будет передислоцировать высвобождаемые локомотивы в северные регионы дороги, – поделился Олег Смирнов. – Есть надежда и на «ТМХ-Сервис», которому передадут обслуживание. Возможно, там сумеют чётче организовать производство, наладить ритмичное снабжение сертифицированными запчастями».

Как пояснил и.о. начальника сектора контроля ремонта локомотивов Северной дирекции тяги Дмитрий Малафеев, ремонтники не могут уложиться в сроки, обеспечить должное качество работы. Но машины всё равно сдают. Нередко недоделки выявляются при приёмке локомотива, который приходится возвращать на доработку. «Выскакивают» неисправности и в пути следования.
«Мешает низкая квалификация персонала, – считает Дмитрий Малафеев. – Опытные работники уходят на пенсию, не передавая опыта молодёжи. Нехватка материалов и запчастей усугубляет положение. Возможно, с передачей ремонта в «ТМХ-Сервис» что-то изменится к лучшему, хотя прогнозировать сложно, ведь пока участие фирмы в приёмке тяги и обеспечении запчастями заметно не улучшило состояние парка».

В Северной дирекции по ремонту тягового подвижного состава не скрывают, что усилия по исправлению положения пока не дали результата. «То, что мы хотели сделать за лето, не получилось, – признал начальник отдела по планированию и организации ремонта локомотивов дирекции Валерий Скрябин. – Незавидные зимние показатели, от которых мы пытались уйти, фактически не изменились».

Так, в неэксплуатируемом парке СЖД ежесуточно содержится более 80 грузовых тепловозов при плане 46 (данные первой декады августа). Из них больше половины – на неплановом ремонте. В результате в перевозках задействованы не 247 машин, как положено по техническому плану, а только 233. Львиная доля неработающих тепловозов – в депо Печора и Сольвычегодск, где простаивают сверх норматива по 12 машин.

По остальным депо ситуация несколько улучшилась: простои не превышают один-два локомотива. К тому же в июле смогли увеличить частоту техобслуживания 2ТЭ10 в объёме ТО-3 с 210 (июнь) до 218 секций в месяц. Во многом – за счёт введения на станции Микунь филиала депо Сольвычегодск. В августе планируют довести до 240, а с сентября выйти на 260. В итоге перепробеги сокращаются. Если на 1 июня с перепробегом работали 86 секций 2ТЭ10, то на 1 июля – 80, а на 1 августа – только 48. «Надеемся, что количество перейдёт в качество и заходов на неплановый ремонт станет меньше, – отметил Валерий Скрябин. – А в них главная причина нехватки машин: плановые ремонты делаем в основном вовремя».

Вместе с тем ремонтники жалуются на нехватку рабочих рук. Хотя в депо Иваново удалось увеличить штат для выполнения текущего ремонта в объёме ТР-2, по которому традиционно много перепробегов. А в Сольвычегодске этим видом ремонта стали заниматься более плотно после перевода оттуда ТО-3 в Микунь. В результате в июле впервые с начала года депо Иваново, Сольвычегодск и Няндома выполнили план по ТР-2.

С 1 ноября в рамках пилотного проекта депо Иваново, Сольвычегодск и Печора передаются вместе с контингентом в «ТМХ-Сервис». Впрочем, часть локомотивов, ремонтировавшихся в депо Вологда и Сольвычегодск, уже передана вместе с переходным оборудованием. Но «ТМХ-Сервис» пока размещает заказы в тех же депо и на заводах.

В ремонтной дирекции отмечают, что «ТМХ-Сервис» отвечает в основном лишь за обеспечение запчастями и со снабжением пока не справляется. Выделенные для закупок средства не освоены, и дефицит сохраняется. В июле, например, ремонт стоял из-за отсутствия электровозных бандажей и моторно-осевых подшипников для тепловозов.

Замдиректора Северо-Западного филиала ООО «ТМХ-Сервис» Сергей Морозов пояснил, что компания на 100% обеспечивает переданные локомотивы оборудованием и материалами с учётом закупки части из них у РЖД. Что касается «неосвоения» денежных средств, то правильнее, по его мнению, говорить об экономии запланированных расходов за счёт получения запчастей от производителя по более низким ценам.
«Обнадёживает, что новые хозяева стараются создать в каждом депо запас, чтобы работать со склада, а не «с колёс», – заметил Валерий Скрябин. – Это позволит уйти от непроизводительных простоев. А если у них будет больше, чем у нас сейчас, возможностей стимулировать контингент, то, возможно, удастся повысить качество. Главное, сервисная компания не будет страдать от недофинансирования, ей не нужно будет постоянно оптимизировать расходы, как вынуждены делать мы. Она будет получать необходимые средства по расчётным нормативам, и спрос с неё будет соответствующий».

Между тем «ТМХ-Сервис» готовится принять у ремонтной дирекции кадры, производственные площади, оборудование. Руководство компании недавно встречалось с коллективами первых передаваемых депо и разъясняло, что людей будут оформлять переводом, а все льготы и соцгарантии сохранятся в новом колдоговоре. «А вот принцип оценки труда изменится: работник будет отвечать не просто за выпуск продукции, а прежде всего за её качество, – поделился Сергей Морозов. – Ведь деньги заказчик будет платить именно за безотказную работу локомотива. Пока он возит грузы и пассажиров – получаем прибыль. Как только встанет на ремонт из-за отказа, спровоцировав задержки поездов, начнём нести убытки».

Планируется, что работник также будет получать премию за безотказность локомотива, максимальный процент которой значительно выше, чем в ОАО «РЖД». При расчёте зарплаты будут учитывать коэффициент трудового участия.
«Ремонт будем вести крупноагрегатным методом, для чего в каждом депо обустроим склад готового линейного оборудования, например, собранных дизелей, колёсно-моторных блоков, компрессоров. Это позволит сократить время простоя в ремонте, ведь вышедший из строя узел будет сразу заменяться и ремонтироваться уже после сдачи локомотива», – рассказал Сергей Морозов.

По его словам, сегодня заводы «Желдорреммаша» по производству и ремонту локомотивов и комплектующих фактически принадлежат «ТМХ-Сервис». И сертифицированные запчасти будут поступать в депо, минуя посредников. Это позволит уйти от контрафакта и различных «накруток». Неснижаемый запас запчастей и линейного оборудования уже создан в депо Вологда и Сольвычегодск, планируется в Печоре.
«В механическом цехе депо Печора шесть работников точат болты и гайки, – поделился Сергей Морозов. – Зачем отвлекать людей на кустарную работу, если можно купить болты и гайки заводского производства в нужном количестве на всю программу ремонта? Мы намерены использовать рабочие руки непосредственно для выпуска локомотивов».

В планах сервисной компании – обучать персонал, повышать квалификацию молодёжи. Так, представители производителя 2ТЭ116УД будут приезжать в депо Иваново. «Положение дел с ремонтом тяги на СЖД удастся поправить. Иначе за дело не стоило браться. Если Дирекция тяги и руководство магистрали нас поддержат, то общими усилиями мы переломим ситуацию», – заверил Сергей Морозов.

Николай Порецкий,
соб. корр. «Гудка»
Ярославль


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31