26 февраля 2020 03:36

От детских мечтаний до научных познаний

С железными дорогами тесно связаны судьбы людей разных возрастов и профессий

В мире, кроме России, пожалуй, больше нет другой страны, где железная дорога имела бы такое колоссальное значение не только как транспортная сеть, но и как средство общения, коммуникации и даже познания и воспитания.
Александр Чумаков, зав. кафедрой «Философия» Финансового университета при Правительстве РФ, первый вице-президент Российского философского общества, д.ф.н., профессор
Считаю так с тех пор, как мальчишкой ходил с друзьями через горы на маленькую железнодорожную станцию Хадыженская, что была в пяти километрах от затерявшегося среди лесистых гор Северного Кавказа города Хадыженска, где проходило моё детство.

Через станцию на единственной ветке, соединявшей тогда черноморские курорты и Закавказье со всей страной, сплошным потоком шли грузовые и пассажирские поезда. Некоторые из них делали короткие остановки, и это было особенно интересно для нас, росших среди гор и лесов и не видавших иных символов цивилизации, кроме огромных составов и, как нам тогда казалось, роскошных пассажирских вагонов. В них (авиаперевозок тогда, в 60-е годы, ещё практически не было) со всей огромной страны ехали к морю и обратно, по-нашему, самые счастливые на свете люди. Они были хорошо одеты, отдыхали на море, жили в больших загадочных городах, о которых мы судили только по книжкам да картинкам.

Всё это было не то чтобы окном, а какой-то маленькой щёлкой в большой и таинственный мир, к которому так хотелось прикоснуться… Мне казалось тогда, что ещё более счастливые, чем пассажиры, машинисты электропоездов, потому что они, как я думал, ездят по всей стране и видят больше других.

Поэтому после окончания восьми классов у меня не было сомнений, куда идти дальше – конечно же, учиться на машиниста электропоезда! В Кропоткинском железнодорожном училище, куда я подал документы, мне предложили записаться в группу по ремонту электровозов, поскольку в группу «помощников машиниста» брали только с 16 лет, а мне не хватало пары месяцев… Так и закончилась, ещё не начавшись, моя трудовая биография железнодорожника.

И вот судьба снова свела с дорогой. На этот раз уже на поприще философии.

В начале августа 2008 года в Сеуле проходил XXII Всемирный философский конгресс, который был призван на основе диалога цивилизаций переосмыслить природу, роль и ответственность философии и философов в эпоху глобализации. Философы всего мира анализировали конфликты, неравенство и несправедливость, вызванные развитием мультикультурной, техногенной цивилизации, и стремились найти пути их теоретического и практического решения.

Поскольку конгресс проходил на Дальнем Востоке, это давало российским участникам уникальную возможность донести его идеи до философской и гуманитарной общественности страны, в особенности Сибири и Дальнего Востока. Было принято решение осуществить масштабную культурно-просветительскую акцию, которая обеспечила бы непосредственное общение ведущих отечественных и зарубежных учёных с широкой научной общественностью российских регионов. ОАО «РЖД» выделило Российскому философскому обществу четыре пассажирских вагона для проезда от Владивостока до Москвы.

После завершения конгресса 65 российских учёных из более чем 20 городов и 13 известных иностранных философов отправились из Владивостока в столицу.

На время 8–10-часовых стоянок вагоны отцеплялись от поезда в Хабаровске, Чите, Улан-Удэ, Иркутске, Красноярске, Новосибирске, Екатеринбурге и Казани, чтобы затем двинуться в путь с другим поездом. Это было не просто путешествие по Транссибирской магистрали, а творческая поездка, где помимо культурно-познавательной программы проходили научные конференции, «круглые столы», встречи с коллегами, представителями власти, научной общественностью и творческой интеллигенцией. Это был также полезный обмен опытом, что способствовало осмыслению и серьёзному теоретическому анализу проблем современной России и её регионов.

Вот лишь некоторые высказывания, которые прозвучали на итоговой встрече в конференц-вагоне, когда поезд преодолевал последний отрезок долгого пути.
«Дорога шла с востока на запад, мы обсуждали проблемы жизни и смерти, страны и мира, двигались вместе с солнцем, и время для нас остановилось» (профессор Натан Солодухо).
«Тунгусский метеорит упал 100 лет назад, и до сих пор обсуждают, что это было. Наш поезд, словно метеор культурный, промелькнул и как-то на кого-то повлиял. Польза взаимная, потому что интерес был взаимный» (доцент Владимир Недорезов).
«У региональных обществ наверняка мало таких творческих контактов, и наш приезд был для них чем-то необычным, праздником, и они пытались себя показать, выступить» (профессор Зинаида Иванова).
«Скорая философская помощь? Можно прочитать научные труды в книгах, в Интернете, но встреча с людьми, возможность посмотреть в глаза, выслушать наболевшее, когда вспыхивает взаимный интерес, – большая роскошь» (профессор Валерий Коновалов).
«Огромные расстояния сжались, мы почувствовали страну как единое целое, произошла интеграция философов, разбросанных в разных городах, в разных сообществах и дисциплинарных группах» (профессор Владимир Пржиленский).


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31