27 февраля 2020 12:30

Там, где рождаются маршруты

В Красном Лимане соскучились по настоящей работе

Когда в начале прошлого века строители сдали в эксплуатацию одновременно 35 станций будущей Северо-Донецкой дороги, никто не мог предположить, что оказавшаяся среди них станция Шухтаново (ныне Красный Лиман) станет чуть ли не самой значимой на необъятных просторах Российской империи.
Скажи тогда первопроходцам, что примерно через три четверти века эта станция будет ежесуточно «поглощать» до двух сотен поездов, а затем, формируя целевые маршруты, отправлять их в разные уголки страны, те посчитали бы эти россказни за фантазию. И тем более не поверили бы, что именно в Шухтанове появятся такие сортировочные горки, которые своим техническим оснащением удивят мировую транспортную науку...

На своём веку Красный Лиман гордился многими железнодорожниками. Среди них имя человека, который в 1980 году, будучи дежурным по северной сортировочной горке, установил всесоюзный рекорд по роспуску вагонов. За смену он обработал 3200 вагонов, перекрыв на четверть установленную норму. Этот рекорд так и остался непревзойдённым и по сей день.

Александр Шабля после окончания школы мечтал строить корабли. Но дед, оттрубивший всю жизнь на паровозе, как-то сказал внуку:
– Хочешь, Сашка, стать настоящим человеком, познать дисциплину и ответственность, которые ценятся больше всего, ступай на железную дорогу. Настоящим человеком станешь. Но в отличие от меня получи вначале диплом инженера.

Саша не мог пропустить мимо ушей дельный совет деда, в котором души не чаял. После харьковского института он поработал сигналистом, затем – дежурным по парку, далее – дежурным стрелочного поста. Когда возглавил смену на северной горке, здесь уже без устали крутились одновременно три маневровых локомотива: один надвигал составы, другой их расформировывал, а третий подхватывал очередную порцию вагонов. Роспуском пяти составов в час тогда трудно было кого-то удивить. Другое дело, когда на два-три больше.

Можно, конечно, считать, что для установления рекорда в северной системе станции на тот момент сложилась благоприятная ситуация: парк приёма не чувствовал нехватки поездов, а в то памятное дежурство работали отменные составители и машинисты маневровых тепловозов... Но самое главное – всем этим слаженным «оркестром» дирижировали знатный маневровый диспетчер Борис Гузий и дежурный по горке Александр Шабля.

Все, кто соприкасался по работе с Борисом Петровичем, утверждают, что он, словно гроссмейстер, глубоко вникал в сложнейшие ситуации, основательно их анализировал и только после этого делал выверенные шаги. Многое перенял Шабля у своего старшего товарища. Научился чувствовать нутром, где и когда могут возникнуть узкие места, и делать всё, чтобы своевременно предупредить их появление.

Те времена Александр Викторович вспоминает с особой теплотой. Именно в 80-е годы прошлого столетия над сортировкой как бы кружил призыв: впереди Донбасс, позади Россия – дремать некогда. В ту бытность Красный Лиман по объёмам переработки вагонов оставил позади неоспоримых лидеров – Ясиноватую и Дебальцево.

А вскоре Шабле, как и его сослуживцам, пришлось основательно загрустить. Северному форпосту Донецкой магистрали стали докучать экономические неурядицы. Сортировочные горки, по сути, превратились в «полугорки». По указанию управления Донецкой дороги формирование поездов начали осуществлять только в дневные смены. Тут же поползли слухи, будто от одной из систем станции вскоре откажутся...

Красный Лиман из-за экономических потрясений в стране впал в оцепенение. Станционники, отправляясь на работу, молили Бога, чтобы помог оживить перевозки. Но Всевышний не прислушивался к их просьбам. Ближайшая перспектива ничего хорошего не сулила. Из-за несговорчивости соседа Россия отвернула большую часть своих грузопотоков. Не могла ничем порадовать и промышленность Донбасса. Неопределённость длилась до тех пор, пока не прекратились шахтёрские забастовки и не начала оживать металлургия.

Красный Лиман, как ни один другой крупный узел, чутко реагировал на положение дел. Может, потому, что своими многочисленными «щупальцами» дотягивается до каждого предприятия. И лишь только оживилась работа на подъездных путях промышленных предприятий, как сразу же на станции ожил и подвижной состав.

В Красном Лимане работает и Любовь Сумченко. Она родом из воронежской глубинки. Окончив школу с золотой медалью, отправилась за высшим образованием в Харьков. Отдала документы в первый попавшийся на глаза вуз – Институт инженеров железнодорожного транспорта. И не пожалела. В процессе учёбы прониклась уважением к будущей профессии. Может, потом Люба и отправилась бы на одну из дальних дорог, да связала свою судьбу со студентом из Красного Лимана. Так два молодых специалиста оказались на его родине: он в качестве дежурного на сортировочной горке, она – дежурным по парку...

Застали они могучую станцию в полном здравии. Бесконечное передвижение составов поднимало настроение. Шуточное ли дело – отправлять и принимать за смену до полусотни пар поездов! Вот где раздолье для творчества, которое настолько поглощало чету Сумченко, что 12-часовая смена проскакивала в мгновение.

Вскоре Андрея утвердили в должности маневрового диспетчера, а Любовь – дежурной по станции. После ей предлагали возглавить технический отдел станции, но от заманчивых предложений она наотрез отказалась. Ни за какие деньги не могла поменять «горячее» кресло на кабинетную тишь. Возиться с бумагами – не её удел. Как и маневровый диспетчер Александр

Шабля, она твёрдо уверена, что движенцем надо родиться.

Но, к сожалению, мучительная тишь всё-таки пробралась в помещения дежурных по станции и маневровых диспетчеров. Все в Красном Лимане загрустили, когда из-за резкого спада поездопотока со стороны России станцию охватил синдром недомогания. Тогда каждому стало ясно, что от него люди устают больше, чем от напряжённой работы. Сортировка стала остро ощущать как бы нехватку кислорода, что неминуемо сказалось на заработной плате. Приободрился коллектив только после того, когда промышленность Донбасса вновь заиграла мускулатурой и на подступах к сортировке понемногу начали увеличиваться поездопотоки. Для семьи Сумченко, как и для многих станционников, дежурства вновь обрели былую радость...

Сегодня станция Красный Лиман по-прежнему является одной из ведущих на Украине. Она вобрала в себя почти две сотни путей. Только вагонозамедлителей на тормозных позициях сортировочных горок установлено больше, чем на любой из дорог республики. Об одном здесь мечтают – когда российские грузовые поезда вновь начнут заглядывать к ним на узел. Люди уверены, что экономическая целесообразность продиктует северному соседу отправлять грузы на юг своей страны через Украину, по кратчайшему главному ходу. Соскучились краснолиманцы по виртуозной движенческой работе.

Борис Свердлов
Донецк
Фото автора



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31