19 февраля 2019 01:09

Проект трёх веков

Строители Малого кольца ещё сто лет назад предвидели его расширение

Впервые о необходимости сооружения железной дороги вокруг Москвы начали задумываться почти полтора века назад.
Так, в феврале 1870 года свой проект «Московской круговой дороги» комиссии по делам о пользах и нуждах общественных при городской Думе представил инженер Горчаков.

Он предложил построить её по границе с пригородом, то есть вдоль Камер-Коллежского вала. Затем появились другие разработки: обществ Московско-Курской и Московско-Ярославско-Архангельской железных дорог.

Данные проекты были нацелены не только на удовлетворение нужд городского транспорта, но и на облегчение передачи транзитных грузов с одной дороги Московского узла на другую. Это позволило бы разгрузить центр города, который уже тогда начал задыхаться от активной деятельности товаропроизводителей и продавцов.

Газета «Московский листок» в конце XIX века писала, что «из-за громадного скопления вагонов, которые, бывает, невозможно разгрузить в течение нескольких суток, дороги и грузоотправители терпят громадные убытки. Бывали случаи, когда вагоны из Московского железнодорожного узла отправлялись на дорогу-собственницу только через неделю».

В1894 году гружёные вагоны занимали под Москвой пути на протяжении 18 вёрст, всюду на русских дорогах лежали груды срочных грузов, заваливая все станции и пути из-за недостатка свободных вагонов.

По расчётам проектировщиков, сокращение срока задержки вагонов на Московском узле всего на сутки дало бы не менее 3 млн руб. экономии. Поэтому в начале прошлого века всё-таки решили построить объездную дорогу с целью изменить положение дел и дать возможность безостановочно проходить Москву тем 850 млн пудов грузов, которые доставлялись к её границам и большинство которых шло транзитом.

По высочайшему повелению царя Николая II в марте 1902 года наконец начались работы по сооружению Окружной железной дороги. В мае того же года московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович принял у себя в рабочем кабинете назначенного начальником работ на этой дороге инженера 5-го класса Рашевского.

Позднее Рашевский вспоминал, что городские власти поначалу опасались, что проектируемая линия поднимет стоимость земельных участков и владений на окраинах и снизит цены на жильё в центре. Поэтому пассажирское сообщение на ней не планировали, сделав упор на грузовом движении.

Однако инженер задумал такое направление дороги, которое могло служить ещё и интересам населения, названное им «Седьмое кольцо». По этому проекту город охватила бы трасса в 60 вёрст окружности, в некоторых местах очень близко подходившая к жилым кварталам.

Центральный пассажирский вокзал с громадным залом Рашевский планировал возвести на Ходынке. Но такое железнодорожное кольцо стоило бы 53 млн руб. По этой причине проект сочли слишком дорогим. В итоге был выработан новый вариант, согласно которому Окружная дорога имела длину 51 версту и обошлась бы в 40 млн руб.

При этом она уходила от города на большое расстояние только на севере, а на юге же соприкасалась с ним. Всего намечено было возвести 14 станций. Но в случае необходимости на северном пути в возможных дачных местах планировали соорудить остановки и даже платформы.

Рашевский отмечал: «Начиная работы по постройке, я отчасти буду придерживаться первоначального проекта, требовавшего четырёх путей, что дало бы возможность обслуживать и пассажирское движение. Несмотря на то что по последнему варианту предусмотрено только два пути, отчуждаться земля будет с расчётом на четыре. При этом мы постараемся обойти те участки, что будут слишком дороги. Всё будет сделано так, что, когда появится необходимость для остальных двух путей, придётся только уложить рельсы. Расширение потребуется в очень недалёком будущем».

Открыли Окружную дорогу очень торжественно, с молебном 19 июля 1908 года, а на следующий день её предоставили для общественного пользования.

А вот расширить линию решили лишь в наши дни, то есть спустя почти столетие. Согласно планам столичного правительства и ОАО «РЖД» к 2016 году на Малом кольце построят 30 остановочных пунктов, среди которых 19 крупных транспортно-пересадочных узлов. Причём в 12 из них можно будет пересесть на метрополитен.

Реконструированная линия позволит ежегодно более 250 млн пассажиров пользоваться дополнительным транспортно-пересадочным контуром, для этого на ней ежесуточно будет курсировать 100 пар электропоездов с интервалами в часы пик до пяти минут.

Уже начались работы по электрификации Малого кольца, предстоит построить две новые и реконструировать три существующие тяговые подстанции, проложить почти 40 км новых путей, на которые будет выведено всё грузовое и технологическое движение. Кроме того, придётся менять габариты мостов (поднимать их высоту), которые идут над этими участками.

Татьяна Бирюкова



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  

Выбор редакции

Летний призыв