19 апреля 2019 01:42

Сомнительное упрощение

Способствовать трагедии могла модернизация устройства контроля бдительности машиниста

Майская трагедия на станции Белая Калитва Северо-Кавказской дороги, когда локомотивная бригада при подъезде к станции в два с половиной раза превысила допустимую скорость, побудила меня представить свою версию случившегося.
Рем Лобовкин, почётный железнодорожник, лауреат Государственной премии СССР
Как руководитель разработки устройства контроля бдительности машиниста (УКБМ), хочу пояснить, почему оно не предотвратило крушение поезда в Белой Калитве.

Со дня своего внедрения УКБМ обеспечивало работу машинистов Московской дороги без брака. Причём работу в «одно лицо» – без помощников. И в условиях особо интенсивного движения. Однако в 1992 году я был ознакомлен с предполагаемыми изменениями в алгоритме работы этого устройства.

Модернизация предполагала установку верхней рукоятки бдительности (РБ или Sкб), которая даёт машинисту возможность продолжать движение при регистрации УКБМ потери бдительности как при подъезде к красному сигналу светофора, так и в пути следования.

Тогда же я доложил первому заместителю министра путей сообщения о недопустимости таких изменений ввиду возможности инцидентов на линии. Он дал письменное распоряжение – модернизацию проводить только с моего согласия.

Но в ноябре 1992 года я ушёл на пенсию, а в 1993 году отменяются все защитные функции УКБМ. Следствием этого можно считать ряд крушений и проездов на запрещающий сигнал: на станции Танеевка Куйбышевской дороги 17 февраля 2001 года, на станции Гонжа Забайкальской 9 декабря 2001 года, когда погибла локомотивная бригада встречного поезда, на станции Молосковицы Октябрьской 28 марта 2005 года. Тогда помощник машиниста остался инвалидом.

Я многократно обращался в локомотивное хозяйство с просьбой восстановить защитные функции УКБМ. Однако было решено работать с внесёнными изменениями. Поэтому технические средства и не предотвратили крушение в Белой Калитве.

Вот как должна была бы осуществляться защита при немодернизированном УКБМ. При следовании поезда по зелёным сигналам светофоров и первом пропуске предварительной световой сигнализации (ПСС) УКБМ свистком предупреждает машиниста о потере бдительности. Машинист реагирует на свисток, нажимает РБ и продолжает движение с предупреждением о необходимости восстановления работоспособности. Через 30 секунд происходит повторная проверка включением ПСС. Если машинист на неё не реагирует, через шесть секунд раздаётся свисток, не прекращающийся нажатием РБ. Происходит экстренное торможение. Именно так должны были бы развиваться события на перегонах до Белой Калитвы при втором подряд пропуске ПСС. А таких пропусков было предостаточно.

Этому помешало наличие верхней РБ (Sкб), нажимая которую с пропуском световой сигнализации машинист, находясь в неадекватном состоянии, продолжает движение. Это и произошло, как и подтверждено на совещании, проведённом вице-президентом ОАО «РЖД» Алексеем Воротилкиным.

Там было принято решение о замене существующей ПСС новой. Ещё в январе 2010 года по заданию Алексея Воротилкина был подготовлен электровоз ВЛ10 с восстановленными защитными функциями УКБМ, где я продемонстрировал эту новую ПСС. Комиссией она была принята единогласно, без замечаний. В течение нескольких лет это УКБМ испытывалось на трёх поездных тепловозах депо Лихоборы и получило поддержку машинистов.
 


Оставить комментарий
Гость 20.11.2018 18:35:08
Подумайте сначала, почему локомотивные бригады ненавидят Вас и Ваш УКБМ?  Почему нет такого отношения к КЛУБ-У?  Вы даже не подумали о том что ПСС малозаметна в дневное время, а в ночное - на станциях, где её "засвечивают" яркие прожекторы станционного освещения? Почему, наконец, было не сделать мигающий режим работы ПСС, а ещё лучше - дополнить негромким звуковым сигналом, как на КЛУБ-У? Почему, наконец, машинист вынужден отвлекаться от управления, вглядываясь в лампы - а не "словлю" ли я пропуск ПСС и нарушение БД? Хотя это наблюдение за ПСС, а не за свободностью пути и показаниями приборов и есть прямое нарушение БД, провоцируемое Вашим прибором.
Светлана 30.12.2018 18:01:54
Прежде чем предъявлять претензии нужно иногда думать! Любой здравомыслящий человек работающий с техническими средствами, помимо прочего, должен хоть немного уметь мыслить масшабнее! У нас не роботы, пока транспортом управляют. Для этого и разработаны для таких вот ребят - нормативные акты, схемы действия и ТД. Любой прибор, если вы не знали, подвергается тестированию, дополнениям в ходе работы - если есть для этого необходимость. А необходимость эту вы должны озвучивать, соответствующим образом или разработчики с вами рядом ездить должны и записывать?
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Выбор редакции

Летний призыв