27 сентября 2021 22:31

Быстрое реагирование

Ситуация в экономике требует решений, стимулирующих рост

Шторм в реальном секторе усиливается. В минус соскользнуло промпроизводство, а внутренний спрос продолжил сжиматься.
И улучшений, как свидетельствует КАРГО-индекс, пока не предвидится. Не допустить дальнейшей эскалации проблем в экономике можно при помощи быстрого реагирования, которого требует сейчас глава государства.

Президент РФ Владимир Путин считает, что ситуация в экономике требует безотлагательного внедрения механизмов стимулирования её роста. С таким заявлением он выступил в начале июля на совещании по развитию банковской системы. В числе мер, способствующих оживлению экономики, глава государства назвал снижение стоимости банковских кредитов. «Чтобы развиваться, идти вперёд, компаниям, предприятиям необходимы дешёвые и, как принято говорить, длинные деньги, прежде всего заёмные средства», – подчеркнул он. Ранее о том же говорили в Минэкономразвития России (МЭР). Ещё в апреле нынешний помощник президента, а в тот момент глава ведомства Андрей Белоусов сказал, что высокие ставки по кредитам – виновники торможения экономики.

Как видно из слов главы государства, темп роста продолжает снижаться. По последней информации, МЭР оценивает прибавку ВВП в мае в 1% в годовом сопоставлении против увеличения на 3,1% в апреле. «Большой вклад в это замедление внесло удлинение майских праздников», – говорится в подготовленном министерством мониторинге социально-экономического развития.

Увеличение выходных на три дня, в частности, оказало влияние на динамику в промышленности. По данным Росстата, промпроизводство вновь демонстрирует отрицательный темп роста: в мае было снижение в годовом сопоставлении на 1,4% против подъёма на 2,3% в апреле. Впрочем, изменения связаны не только с затянувшимися праздниками. «Продолжающееся снижение продаж и рост избыточности запасов готовой продукции заставляют предприятия ещё сильнее тормозить выпуск, снижать цены, сокращать численность работников и быть предельно осторожными в своих инвестиционных планах», – отмечает заведующий лабораторией конъюнктурных опросов Института Гайдара Сергей Цухло. При этом он обращает внимание на то, что оценки предприятиями запасов готовой продукции, которые были даны в ходе традиционных опросов, говорят о проблемах со сбытом и о неуверенности в реальности оживления спроса. «Доля ответов «выше нормы» достигла 45-месячного максимума», – подчёркивает Сергей Цухло.

Однако в мае ухудшилась картина не только в промышленности, но и в других важнейших сегментах экономики. Так, объём производства сельхозпродукции увеличился в годовом сопоставлении лишь на 1,2% против 1,7% в апреле.

Всё сильнее затормаживается темп роста розничной торговли (с 4,1% в апреле до 2,9% в мае). Стоит добавить, что именно внутренний потребительский спрос был одним из главных драйверов роста экономики не только в прошлом году, но и, по последним данным Росстата, в первом квартале нынешнего.

Единственным из наиболее важных для реального сектора сегментов, где в конце весны были улучшения, стало строительство. В мае объём выполненных работ возрос в годовом сопоставлении на 1,7% против сокращения на 3,7% в апреле.

Однако лишь это не могло оказать решающего влияния на общую картину. А потому суммарный показатель состояния реального сектора – Индекс выпуска в базовых отраслях Росстата – в мае вновь провалился в красную зону. Он снизился в годовом сопоставлении на 0,4%, хотя ещё в апреле был рост на 1,9%.

В дальнейшем есть вероятность ухудшения ситуации. По крайней мере, на такие риски указывает КАРГО-индекс, данные о динамике которого опережают наиболее оперативные показатели Росстата примерно на месяц. В июне абсолютное значение индикатора, позволяющего судить о ситуации в реальном секторе через анализ результатов работы железных дорог, составило 107,4%, что на 2,1 процентного пункта ниже уровня мая.

В годовом сопоставлении картина также изменилась не в лучшую сторону. Если в мае КАРГО-индекс снизился на 2,2%, то в июне – на 2,9%.

Наблюдаемая динамика связана с изменениями в погрузке на сети российских железных дорог. В июне её объём сократился в годовом сопоставлении на 2,8% против 2,4% в мае.

Как и ранее, наибольшие потери в процентном выражении понесла погрузка зерна (на 48% в сравнении с тем же периодом 2012 года). Впрочем, уже с июля начинается новый сельхозгод, который может быть достаточно успешным как по объёму урожая, так и экспорту.

В июне заметно снизилась также погрузка цветных металлов (на 8,4% в годовом сопоставлении). И эксперты рынка настороженно оценивают его перспективы. Так, аналитики Goldman Sachs выразили озабоченность по поводу быстрого «размножения» низкозатратных алюминиевых заводов в Китае. В обзоре Goldman Sachs говорится, что в перспективе компании, издержки которых более высоки, чем у китайских «новичков», могут быть вытолкнуты с рынка.

В минусе держится погрузка нефтяных грузов (снизилась в июне на 2,9% в годовом сопоставлении). Минувший месяц был богат на события в данной индустрии. В числе наиболее значимых – подписание «Роснефтью» и китайской CNPC контракта на ежегодную поставку в Поднебесную 46 млн тонн нефти. Ранее некоторые эксперты и участники рынка заявляли, что мощностей «Транснефти» может быть недостаточно для прокачки всего объёма. «Будем стремиться поставлять нефть в восточном направлении всеми возможными видами транспорта», – заявил глава «Роснефти» Игорь Сечин. Ещё одно важное событие: завершение пусконаладочных работ на расположенном в Кузбассе Яйском нефтеперерабатывающем заводе. Планируется, что к концу года на нём будет переработано порядка 2 млн тонн нефти. Всего же на первом этапе проектная мощность завода составляет 3 млн тонн в год при глубине переработки в 74%.

Между тем ряд грузов, входящих в расчётную базу КАРГО-индекса, по итогам июня показал рост. Так, на 1,3% увеличилась погрузка угля. Это неудивительно, ведь, по данным Минэнерго РФ, в первый месяц лета в стране добыто 27 млн тонн угля, что на 0,8% выше уровня того же периода 2012 года.

При этом экспорт составил 11,7 млн тонн (увеличение на 22,3%), а общие поставки – 23,3 млн тонн (на 2,8%).

Рост наблюдается и по удобрениям (погрузка прибавила 1,9% в годовом сопоставлении). На днях премьер Дмитрий Медведев провёл совещание, посвящённое мерам по развитию химического и нефтехимического комплекса. В ходе него замглавы Минпромторга РФ Юрий Слюсарь заявил о том, что целесообразно проработать вопрос об освобождении от НДПИ тех объёмов газа, которые поставляются на новые заводы по производству азотных удобрений, так как «голубое топливо» составляет до 30% в стоимости продукции.

Помимо прочего прибавила погрузка цемента (2% в годовом сопоставлении). И здесь есть предпосылки для определённых изменений. Как рассказал глава Минрегионразвития России Игорь Слюняев, возглавляемое им ведомство предлагает создавать вблизи крупных строек кластеры производства стройматериалов, в числе которых цемент. Предполагается, что это снизит конечную цену продукции за счёт сокращения транспортной составляющей. Опробовать такой подход планируется, по словам министра, при реализации проектов реконструкции Транссиба и БАМа, проведении работ по подготовке к чемпионату мира по футболу 2018 года.

Юлия Громадская




Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31