
Успеть сэкономить
Эксперты проанализировали новую методику ценообразования стоимости билетов ФПК
Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) обнародовал результаты исследования «Анализ первых результатов применения методики динамического ценообразования ОАО «ФПК».
В рамках первого этапа исследования был проанализирован маршрут Москва – Воронеж. Это одно из направлений, на котором перевозчик с 1 марта этого года внедрил в тестовом режиме методику динамического ценообразования (МДЦ) на билеты в поезда дальнего следования.
Суть методики в следующем: для каждого направления ОАО «ФПК» сформировало индивидуальную структуру тарифов, основанную на зависимости уровня ценового предложения от периода приобретения, заполнения мест в поезде, прогноза спроса и сезонности. Минимальный тариф в вагонах купе установлен практически на уровне действующих тарифов в плацкартных вагонах – лишь на 15–20% дороже. Далее, по мере повышения спроса и заполнения вагонов стоимость билетов увеличивается. В случае же пассивного спроса продажа по низким тарифам продолжается вплоть до даты отправления.
Около полутора месяцев эксперты ИПЕМа отслеживали изменения стоимости билетов в вагонах купе, СВ и люкс в фирменном и обычном поездах, курсирующих между Москвой и Воронежем, пользуясь открытыми данными, размещёнными на сайте ОАО «РЖД». Выяснилось, что в определённые моменты стоимость билетов в купейные вагоны этих поездов была максимально приближена (на 4–12% выше) к стоимости билета в плацкартных вагонах.
По словам эксперта отдела исследований пассажирских перевозок ИПЕМа Льва Рузавина, самый продолжительный период, когда наблюдался такой эффект, – это первые девять суток с начала продаж. Притом что в рамках традиционной схемы тарифообразования – гибкого графика регулирования тарифов – стоимость билета в купе могла превышать стоимость билета в плацкарте в два раза.
«Действительно, на старте продаж билеты имели один из самых низких показателей стоимости, а дорожать начали за десять суток до отправления поезда во всех категориях. При этом главным фактором изменений цены являлся возрастающий спрос пассажиров на билеты, – рассказал эксперт ИПЕМа. – Тем не менее основной объём продаж пришёлся на последние 8–10 суток до отправления поезда. Это объясняется тем, что пассажиры, использующие дерегулируемый сегмент, не чувствительны к росту цены, то есть он для них не является значимым фактором. Вероятно, данным категориям пассажиров важно приобретать билет как можно ближе к дате поездки в целях экономии рабочего и личного времени. Однако возможно, что со временем ситуация изменится, и пассажиры станут больше следить за текущей стоимостью, а значит, иметь возможность приобрести билет за меньшую цену».
Как отметил источник в управлении доходности и программы лояльности ОАО «ФПК», пассажир, который планирует поездку заранее, всегда будет в выигрыше при покупке билета в вагонах купе, СВ и люкс. «Например, без применения технологии динамического ценообразования ещё совсем недавно стоимость проезда по маршруту Москва – Ростов в купе фирменного поезда составляла бы не менее 4,982 тыс. руб., а сегодня мы предлагаем пассажирам тариф от 4,054 тыс. руб. на нижней полке купе. Пассажирам, предпочитающим поездку на верхних полках, будет доступен тариф от 3,705 тыс. руб. И это при проезде в фирменных поездах с включённым в тариф питанием и без дополнительной оплаты», – отмечают в ФПК.
Возможность экономии денежных средств пассажиры уже оценили, считают в компании. Они начинают более активно пользоваться услугами ФПК. А это значит, что растут и объёмы перевозок, и доходные поступления компании.
В досье
Проект динамического ценообразования пока реализуется на высококонкурентных направлениях. На сегодняшний день в него вошли 118 поездов дальнего следования, курсирующих на 14 пассажирообразующих маршрутах.
С 1 марта ими стали: Москва – Санкт-Петербург – Москва, Москва – Нижний Новгород – Москва, Москва – Воронеж – Москва, Москва – Смоленск – Москва, Санкт-Петербург – Нижний Новгород – Санкт-Петербург, Санкт-Петербург – Воронеж – Санкт-Петербург.
А с 26 мая: Москва – Адлер – Москва, Москва – Ростов-на-Дону – Москва, Москва – Екатеринбург – Москва, Москва – Архангельск – Москва, Москва – Чебоксары – Москва, Москва – Волгоград – Москва, Москва – Мурманск – Москва, Москва – Самара – Москва, Москва – Казань – Москва, Москва – Кисловодск – Москва, Санкт-Петербург – Адлер – Санкт-Петербург, Санкт-Петербург – Волгоград – Санкт-Петербург, Санкт-Петербург – Самара – Санкт-Петербург, Санкт-Петербург – Кисловодск – Санкт-Петербург.
Суть методики в следующем: для каждого направления ОАО «ФПК» сформировало индивидуальную структуру тарифов, основанную на зависимости уровня ценового предложения от периода приобретения, заполнения мест в поезде, прогноза спроса и сезонности. Минимальный тариф в вагонах купе установлен практически на уровне действующих тарифов в плацкартных вагонах – лишь на 15–20% дороже. Далее, по мере повышения спроса и заполнения вагонов стоимость билетов увеличивается. В случае же пассивного спроса продажа по низким тарифам продолжается вплоть до даты отправления.
Около полутора месяцев эксперты ИПЕМа отслеживали изменения стоимости билетов в вагонах купе, СВ и люкс в фирменном и обычном поездах, курсирующих между Москвой и Воронежем, пользуясь открытыми данными, размещёнными на сайте ОАО «РЖД». Выяснилось, что в определённые моменты стоимость билетов в купейные вагоны этих поездов была максимально приближена (на 4–12% выше) к стоимости билета в плацкартных вагонах.
По словам эксперта отдела исследований пассажирских перевозок ИПЕМа Льва Рузавина, самый продолжительный период, когда наблюдался такой эффект, – это первые девять суток с начала продаж. Притом что в рамках традиционной схемы тарифообразования – гибкого графика регулирования тарифов – стоимость билета в купе могла превышать стоимость билета в плацкарте в два раза.
«Действительно, на старте продаж билеты имели один из самых низких показателей стоимости, а дорожать начали за десять суток до отправления поезда во всех категориях. При этом главным фактором изменений цены являлся возрастающий спрос пассажиров на билеты, – рассказал эксперт ИПЕМа. – Тем не менее основной объём продаж пришёлся на последние 8–10 суток до отправления поезда. Это объясняется тем, что пассажиры, использующие дерегулируемый сегмент, не чувствительны к росту цены, то есть он для них не является значимым фактором. Вероятно, данным категориям пассажиров важно приобретать билет как можно ближе к дате поездки в целях экономии рабочего и личного времени. Однако возможно, что со временем ситуация изменится, и пассажиры станут больше следить за текущей стоимостью, а значит, иметь возможность приобрести билет за меньшую цену».
Как отметил источник в управлении доходности и программы лояльности ОАО «ФПК», пассажир, который планирует поездку заранее, всегда будет в выигрыше при покупке билета в вагонах купе, СВ и люкс. «Например, без применения технологии динамического ценообразования ещё совсем недавно стоимость проезда по маршруту Москва – Ростов в купе фирменного поезда составляла бы не менее 4,982 тыс. руб., а сегодня мы предлагаем пассажирам тариф от 4,054 тыс. руб. на нижней полке купе. Пассажирам, предпочитающим поездку на верхних полках, будет доступен тариф от 3,705 тыс. руб. И это при проезде в фирменных поездах с включённым в тариф питанием и без дополнительной оплаты», – отмечают в ФПК.
Возможность экономии денежных средств пассажиры уже оценили, считают в компании. Они начинают более активно пользоваться услугами ФПК. А это значит, что растут и объёмы перевозок, и доходные поступления компании.
Маргарита Меньшакова
В досье
Проект динамического ценообразования пока реализуется на высококонкурентных направлениях. На сегодняшний день в него вошли 118 поездов дальнего следования, курсирующих на 14 пассажирообразующих маршрутах.
С 1 марта ими стали: Москва – Санкт-Петербург – Москва, Москва – Нижний Новгород – Москва, Москва – Воронеж – Москва, Москва – Смоленск – Москва, Санкт-Петербург – Нижний Новгород – Санкт-Петербург, Санкт-Петербург – Воронеж – Санкт-Петербург.
А с 26 мая: Москва – Адлер – Москва, Москва – Ростов-на-Дону – Москва, Москва – Екатеринбург – Москва, Москва – Архангельск – Москва, Москва – Чебоксары – Москва, Москва – Волгоград – Москва, Москва – Мурманск – Москва, Москва – Самара – Москва, Москва – Казань – Москва, Москва – Кисловодск – Москва, Санкт-Петербург – Адлер – Санкт-Петербург, Санкт-Петербург – Волгоград – Санкт-Петербург, Санкт-Петербург – Самара – Санкт-Петербург, Санкт-Петербург – Кисловодск – Санкт-Петербург.