27 сентября 2021 21:23

Принципы перевозок

В ПГУПСе оценили результаты реформы по передаче парка грузовых вагонов

Как сообщила доцент кафедры «Экономика транспорта» вуза Маргарита Витченко, в настоящее время практически все грузовые вагоны переданы в частные компании, которых около 1850.
В результате на железной дороге должна была появиться конкуренция, способствующая повышению эффективности грузовых перевозок, снижению себестоимости и обновлению парка.

Проведённые сотрудниками университета исследования показали, что подвижной состав действительно обновился. Однако наряду с позитивными факторами проявились и некоторые негативные последствия реформы.

Например, более чем на 40% увеличился порожний пробег вагонов, сократились сдвоенные перевозки, возросли простои под погрузкой и выгрузкой. По этой причине станции переполнены вагонами, снизились пропускная и провозная способности, увеличился оборот вагонов. Участковая скорость уменьшилась более чем на 10%, выросла потребность в локомотивных бригадах, ухудшились и некоторые другие показатели работы отрасли.

К тому же ежедневно по инфраструктуре ОАО «РЖД» перемещаются более 100 поездов с порожними вагонами навстречу друг другу. Всё это негативно влияет на стоимость перевозок. Возникла парадоксальная ситуация, когда при избытке вагонов малые и средние грузовладельцы столкнулись с их дефицитом.

Дело в том, что операторам невыгодно работать с такими клиентами. Соответственно, по отдельным секторам рынка возник риск невывоза грузов с мест производства. Создание парка ВСП хотя и оказало позитивное влияние на перевозочный процесс и улучшило положение средних и мелких грузовладельцев, но не решило проблему. По мнению учёных ПГУПСа, выходом из сложившейся ситуации может стать консолидация парка вагонов под управлением ОАО «РЖД».

Выправить положение дел призван и принятый компанией в декабре 2012 года Единый сетевой технологический процесс (ЕСТП). Именно он должен стать основой организации и управления перевозками на основе системного взаимодействия всех участников рынка: ОАО «РЖД», грузоотправителей, операторов и иных собственников подвижного состава, владельцев путей необщего пользования и грузополучателей.

Но, по словам Маргариты Витченко, даже этот документ не решит целого ряда вопросов без разработки гибкой тарифной политики, определения нормативного статуса оператора подвижного состава и его ответственности за необоснованное перемещение порожних вагонов.

Довольно сложным представляется учёным университета и переход от непрерывного приёма заявок к месячному планированию перевозок не только грузов, но и порожних вагонопотоков.

Тем не менее последовательная реализация принципов ЕСТП позволит значительно сократить объём непроизводительных перевозок на сети дорог и уменьшит нерациональную нагрузку на инфраструктуру компании.

Андрей Стрельцов
Санкт-Петербург

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30