22 июля 2019 14:37

Угроза в стакане

Федеральная целевая программа не улучшила снабжение населения водой

Каждая вторая проба воды не соответствует санитарным нормам, а более 60% всей коммунальной инфраструктуры находится в аварийном или предаварийном состоянии, констатировали представители коммунальных служб регионов, собравшиеся на II Всероссийском съезде водоканалов.
За последние годы власти регионов уже не раз заявляли о плачевном качестве питьевой воды. «Источник жизни», по их мнению, уже давно нельзя назвать чистым и безопасным для жителей. Коммунальщики в ответ разводят руками: с каждым годом справляться с промышленными и бытовыми отходами, загрязняющими водоёмы, становится всё сложнее, а финансирования едва хватает на поддержание текущего состояния инфраструктуры.

Тяжелее всего ситуация складывается в Карелии, Калмыкии, Дагестане, Ингушетии, Томской, Смоленской и Архангельской областях. В этих регионах уже были зафиксированы вспышки эпидемий, вызванных низким качеством воды. Как отмечает заместитель председателя комитета Государственной думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Иван Никитчук, загрязнение и истощение подземных вод стало здесь реальной угрозой национальной безопасности и здоровью граждан. «В конце концов, если ничего не предпринять, это приведёт к серьёзному ухудшению демографической ситуации», – предостерегает депутат.

Между тем федеральная целевая программа «Чистая вода», разработанная специально для повышения качества воды, похоже, в скором времени перестанет существовать – за три года она так и не принесла ожидаемого эффекта. «На что пошли выделенные из бюджета средства – непонятно, добиться каких-либо результатов благодаря этой программе не удалось. Неудивительно, что сегодня активно обсуждается возможность прекращения её финансирования на следующий год», – говорит первый заместитель исполнительного директора некоммерческого партнёрства содействия развитию жилищно-коммунального хозяйства «Развитие» Алексей Макрушин.

Впрочем, эксперт советует чиновникам не торопиться сворачивать программу. «Если передать ответственность за её реализацию фонду содействия реформированию ЖКХ, то, вероятно, хоть каких-то результатов нам удастся добиться. Здесь специалисты занимаются этим вопросом изо дня в день и понимают специфику отрасли в отличие от Минэкономразвития, отвечающего за программу», – рассуждает Алексей Макрушин. По его мнению, одной из первоочередных задач, стоящих перед законодателями, должно стать введение более высоких тарифов для предприятий, сбрасывающих отходы в водоёмы. «Тарифы должны зависеть от степени загрязнения, и очевидно, что потребители должны платить меньше, чем промышленники», – говорит эксперт.

Уверен Алексей Макрушин и в необходимости расширить полномочия регионов при утверждении тарифов. «Федеральная служба по тарифам устанавливает предельный размер тарифов, и регионам не хватает средств для модернизации инфраструктуры. На мой взгляд, решение об увеличении тарифов должны принимать сами регионы. Тогда нам удастся повысить качество воды», – подчёркивает он.

О необходимости увеличить тарифы заявляет и исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ) Елена Довлатова. «В России не будет проблем с качественной водой, если для потребителей тариф на неё будет, как в Европе. Представьте, за один кубометр воды там платят приблизительно 60–80 руб., у нас же средняя цена как для промышленных потребителей, так и для граждан – 20 руб. за кубометр, или 1,5 копейки за литр. В то же время в некоторых регионах из-за трудностей транспортировки цена зашкаливает за 150 руб. за куб. Это немыслимо», – утверждает Елена Довлатова. Из-за экономически необоснованных тарифов страдают и водоканалы, и сами граждане, уверена она.

Однако в правительстве увеличивать тарифы на воду пока не торопятся. Напротив, уже со следующего года в пилотных регионах будет введена социальная норма потребления, которая позволит жителям, уложившимся в её рамки, платить за воду по льготной цене.

У коммунальных служб такое нововведение вызывает серьёзное беспокойство. «Казалось бы, введение социальной нормы потребления должно помочь малообеспеченным семьям, но на самом деле эффективность этой меры весьма сомнительна, – считает Елена Довлатова. – Нет, мы не против льгот для нуждающихся, но помощь эта должна быть адресной. У нас же получается, что и те, кто не может платить за воду, и обеспеченные граждане получат право на оплату по сниженной цене. Это в корне неверно, и, скорее всего, эксперимент с такой льготной нормой окончится очередным социальным взрывом».

С большим энтузиазмом региональные власти, коммунальные службы и представители РАВВ встретили другую инициативу правительства, направленную на привлечение частных инвесторов. Мотивировать предпринимателей вкладывать средства в сферу ЖКХ поможет введение долгосрочных тарифов, позволяющих заблаговременно планировать вложения. По словам начальника отдела государственного регулирования Минэкономразвития Павла Азгальдова, независимо от того, будет ли переход на долгосрочные тарифы вводиться в пилотном режиме или сразу повсеместно, предприниматели получат гарантию возврата инвестиций из бюджета.

Если удастся сподвигнуть бизнесменов к сотрудничеству, то полученные средства будут направлены главным образом на модернизацию всей системы водоснабжения и обеспечение большей доступности воды для населения, утверждает президент РАВВ Станислав Храменков: «За десять лет число россиян, не имеющих доступа к водопроводу, увеличилось более чем на 10 млн человек. Трубы настолько сильно изношены, что число аварий выросло в пять раз. Водопроводные сооружения работают по технологиям 70-х годов, нам приходится закупать зарубежное оборудование. Конечно, мы прикладываем все усилия для поддержки отечественных производителей и планируем заключать с ними долгосрочные контракты, но пока этого недостаточно».

Мария Хлопотина



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Выбор редакции

Летний призыв