11 ноября 2019 23:31

Пять в одном

Проводник в дороге – и истопник, и продавец, и психолог

В минуты отчаяния, когда опускаются руки, жизнь кажется бессмысленной и никчёмной, психологи советуют… сесть в поезд и проехать несколько сот километров. В такой ситуации полезно сменить обстановку и просто выговориться. А в поезде обязательно найдётся человек, который вас выслушает. Возможно, это будет сосед по купе. А может, проводник?..
Лариса Шурупова – проводник поезда № 331 Уфа – Новый Уренгой и работник Федеральной пассажирской компании – становилась удобной жилеткой для пассажиров бессчётное количество раз. Что ни рейс – то встреча, что ни поездка – то человек с кучей неразрешимых, по его мнению, проблем, бед и обид.
– Частенько отдежурю, передам смену напарнице и только соберусь отдохнуть, как обязательно подтянется кто-то из пассажиров со словами: «Девушка, я вижу, вам скучно. Может, пообщаемся?» Людям, замечала, как правило, бывает не важно, чтобы их понимали и поддерживали, главное – выслушали. А я – слушатель терпеливый. Советы давать не спешу.

Человек прежде всего должен в себе разобраться и сам принять решение. Своё, как сердце велит, чтобы ни на кого потом не обижаться. Если это получается и он после нашего разговора уходит с просветлённым лицом, у меня на душе тоже теплеет. Всё-таки приятно осознавать, что ты сумела кому-то помочь: добрым словом, ласковым взглядом или просто молчанием.

Устраиваясь десять лет назад на железную дорогу, женщина и не подозревала о многоплановости профессии проводника.

Кстати, поначалу она не имела о своей профессии ни малейшего представления. Молодую маму, которая в одиночку воспитывала малолетнюю дочь, тогда интересовало только одно – как поднять ребёнка. При мизерной зарплате лифтёрши и отсутствии алиментов перспективы вырисовывались грустные. И тут мама посоветовала пойти на курсы проводников. Сама же решила выйти на пенсию и взять на себя заботы о новорождённой внучке.
– Мама у меня золотая, – с гордостью говорит Лариса. – Мне было четыре годика, когда умер отец. Нас с братом она растила одна. Выучила, поставила на ноги. Пока я в рейсе, душа за дочку не болит. Знаю, что Кирочка всегда ухожена и накормлена, уроки проверены. Из поездки они обязательно встречают меня чем-нибудь вкусненьким.

Вечером за ужином Лариса рассказывает матери и дочери о рейсе – о необычных людских судьбах, забавных случаях и неординарных ситуациях, без которых, как правило, не обходится ни одно путешествие.

Однажды их поезд простоял почти сутки из-за внезапно сошедшей снежной лавины. Время, пока подоспели спасатели и расчистили путь, показалось вечностью. Среди мнительных пассажиров началась паника: «А вдруг нас не откопают? А если мы здесь умрём?» И хотя поначалу у самой от испуга душа ушла в пятки, Лариса, как могла, успокаивала пассажиров: шутила, подбадривала, отвлекала и не уставала повторять, чтобы экономили воду, ведь до ближайшего населённого пункта путь неблизкий.

В другой раз ей пришлось в буквальном смысле освобождать из рук обезумевшего пассажира свою напарницу. Психически ненормальный мужчина напал в служебном купе на проводницу и стал её душить.

Вообще в дороге бывает всякое. Разные ведь люди едут. И освободившиеся из мест заключения, и вахтовики с нефтяных промыслов и разных строек.

Кстати, сложившийся стереотип, мол, северяне – люди буйные, шумные и много пьющие, в реальной жизни срабатывает нечасто. Более распространён вариант, когда им просто хочется отдохнуть до или после напряжённой работы. Некоторые даже в новогоднюю ночь просят выключить в вагоне радио и отказываются от музыки и боя курантов.
– Что ж, если люди хотят выспаться, приходится идти навстречу. В конце концов, пассажир всегда прав. Такая у нас установка, – поясняет Лариса Шурупова.

Путь от Уфы до Уренгоя неблизкий. Туда-обратно получается пять суток. За это время поезд пересекает несколько часовых поясов, за окном стремительно меняются пейзажи, а температура напоминает синусоиду. Из Уфы, бывает, выезжаешь весной, на улице тепло. Но чем дальше отъезжаешь от родных Уральских гор, тем сильнее хочется кутаться во что-нибудь тёплое, ведь кругом расстилаются белые снега.

Резкие перепады температуры невольно отражаются на самочувствии пассажиров. И со всеми проблемами – голова заболела или живот – народ бежит к проводнику. В медицинской аптечке лекарства есть, но самые что ни на есть элементарные – аспирин, зелёнка, активированный уголь.
– Если случается что-то серьёзное, то обязательно связываемся с ближайшей станцией и вызываем «скорую помощь», – говорит Лариса. – И обычно всё хорошо кончается. К сожалению, в моей практике было два печальных случая, когда спасти людей не удалось. И, кстати, оба они произошли буквально за несколько минут до отправления поезда. Один мужчина средних лет, опаздывая, так бежал к вагону, что от напряжения у него разорвалось сердце прямо на перроне. А у бабушки случился инфаркт после расставания с близкими. Может, они чем-то её обидели…

В первые годы своей работы Лариса обслуживала южные направления, затем её перебросили на Москву и Питер. Теперь она специализируется на Уренгое. Вспоминает, что во время поездок в столицы самым сложным было работать в вагонах, в которых ехали футбольные болельщики, колесившие за любимой командой по городам и весям. После матчей, особенно проигранных, фанаты теряли всякий контроль над собой. И проводникам достаётся – ни сна, ни отдыха.

– Лариса, а не надоело семь лет колесить по одному и тому же маршруту? Ведь Север, прямо скажем, край суровый, что в нём красивого?
– Нет, я с вами не согласна. В каждом регионе есть своя изюминка. Разве не интересно посмотреть на полярную ночь или на белых куропаток? К тому же маршруты поездок периодически меняются. Между рейсами на Уренгой, бывает, отправляют из Уфы в Самару или в Сибай. Так что глаз не успевает замылиться. И вообще нашу профессию невозможно назвать скучной и неинтересной. Наверное, поэтому я её и люблю.

Лиана Цыганова
Уфа



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Выбор редакции

Летний призыв