12 декабря 2019 09:20

Мелочей не бывает

Безопасность условий труда должна стать ключевым фактором производственного процесса

Этот год объявлен Роспрофжелом Годом здорового и безопасного труда. Его цель – добиться существенного снижения производственного травматизма и создания безопасных условий труда для работников.
Николай Никифоров, председатель Роспрофжела
Компания, ДЗО и профсоюз ведут системную работу по обеспечению безопасных условий труда, обязательства коллективных договоров по охране труда в основном выполняются. По предложению профсоюза в 2012 году при непосредственном участии технической инспекции труда профсоюза в ОАО «РЖД» реализовывались важнейшие задачи в этом направлении.

Прежде всего кабины локомотивов эксплуатируемого парка оборудованы вентиляторами. Это наша общая заслуга. Теперь необходимо добиться завершения работ по оборудованию всего приписного парка локомотивов, а также решить вопрос о внесении в циклы ремонта локомотивов технического обслуживания и ремонта вентиляторов, кондиционеров, санузлов, электроплиток в условиях депо. Это актуально, если учесть, что около 50% кондиционеров на локомотивах неисправны.

Обеспечение подразделений качественным инструментом с прошлого года стало целевой задачей профсоюза – нареканий от работников масса. Эта проблема была внесена профсоюзом в повестку дня руководителей компании. Сейчас наметилось некоторое улучшение. Однако из итогов работы за 2012 год и начала текущего года понятно, что пока полностью переломить ситуацию не удалось. В ряде подразделений обеспеченность основными видами инструмента менее 50%. Поэтому техническим инспекторам профсоюза поставлена задача постоянного и жёсткого контроля фактического положения дел с инструментом на рабочих местах.

По результатам аттестации рабочих мест в компании введены доплаты в размере 4% за работу во вредных условиях труда работникам, не вошедшим в соответствующие «списки» и «перечни». Однако допускаются нарушения, например, уравниваются доплаты для всех работников, в том числе тем, кто получал их выше 4%. Надо добиваться предоставления компенсаций по результатам аттестации рабочих мест, при этом обеспечить контроль качества проведения аттестации.

По предложению Роспрофжела в ОАО «РЖД» принято решение о недопустимости замены работникам, занятым на ремонте пути в «окна» продолжительностью свыше четырёх часов, горячего питания на сухие пайки. Важно продолжить контроль и добиваться обеспечения питанием всех структур (локомотивных депо, дистанций электроснабжения, участков сигнализации, централизации и блокировки), принимающих участие в «окнах», а также предоставления питания в «окна» продолжительностью свыше восьми часов, в том числе обеспечения работников на перегоне столиками, сиденьями, тентами, салфетками, умывальниками.

Есть реальные результаты по вводу новых и ремонту существующих санитарно-бытовых помещений в филиалах ОАО «РЖД». Однако ещё недостаточно помещений для личной гигиены женщин, сушки спецодежды, химчисток, прачечных, пунктов по ремонту спецодежды. В хозяйстве пути вызывает озабоченность состояние пунктов обогрева, табельных, где обеспеченность модульными пунктами обогрева составляет только 40% от потребности, машинами для стирки спецодежды (17,4% от потребности), шкафами для хранения и сушки СИЗ (37,6%). Требует решения вопрос обеспечения бытовыми помещениями работников эксплуатационных локомотивных депо, так как при разделении локомотивного комплекса большая часть бытовых помещений передана в ремонтные депо.

Требует постоянного внимания своевременное обеспечение работников спецодеждой в соответствии с нормами. По количеству СИЗ проблема на дорогах практически решена. Однако все ещё допускаются случаи несвоевременной выдачи спецодежды. В большей части подразделений не производится химчистка спецодежды из-за отсутствия соответствующих договоров, а для своевременного проведения стирки работникам не выдаётся двойной комплект спецодежды.

По-прежнему остаётся неблагополучным положение с режимом труда и отдыха локомотивных бригад. За 2012 год сверхурочные часы составили около 17,3 млн часов (рост на 8%). Количество сверхурочных часов на одного работника составило по Дирекции тяги 143,1 часа (рост на 5,3%), что превышает 120-часовую норму. Превышение допущено в девяти региональных дирекциях тяги, на сети свыше 50,4 тыс. работников отработали свыше данной нормы. Не предоставлено более 78,2 тыс. выходных дней.

Всеобъемлющий общественный контроль по охране труда обеспечивается 98 техническими инспекторами труда профсоюза и 33,2 тыс. уполномоченных по охране труда на железнодорожных предприятиях.

Техническими инспекторами труда в 2012 году выявлено более 54 тыс. нарушений, выдано около 4,2 тыс. представлений об их устранении и около 1,8 тыс. требований о приостановке работ. А уполномоченными выявлено более 560 тыс. нарушений.

Тем не менее их деятельность недостаточно эффективна, большая часть не имеет необходимой подготовки. Требуется решение проблемы их обучения и повышения мотивации их труда. Допускаются случаи невыполнения работодателями предложений уполномоченных. В каждом цехе, участке, бригаде для обеспечения контроля по охране труда на каждом рабочем месте должна быть организована работа уполномоченных.

Проводимая техническими инспекторами работа, по нашему мнению, способствовала снижению производственного травматизма в ОАО «РЖД» с 418 человек (в том числе 68 погибших) в 2011 году до 358 человек (50 погибших) в 2012 году. Снижение смертельного травматизма достигнуто в Центральной дирекции по ремонту пути и Управлении пути Центральной дирекции инфраструктуры – на 50%, Центральной дирекции управления движением – на 43%, Центральной дирекции по ремонту тягового подвижного состава – на 33%, Центральной дирекции инфраструктуры – на 22%. Несмотря на снижение, такое положение с травматизмом не может быть удовлетворительным – люди продолжают гибнуть на производстве. Только в этом году уже травмированы 57 человек, в том числе семеро погибли. Основные причины травматизма – неудовлетворительная организация и контроль за производством работ, нарушения техпроцессов, трудовой и производственной дисциплины, недостаточная профилактическая работа по предупреждению травматизма.

Для предупреждения гибели работников от наездов профсоюз добивается в ОАО «РЖД» ускорения создания эффективной системы оповещения работников о приближении подвижного состава, увеличения объёмов внедрения устройств автоматической пневмообдувки и электрообогрева стрелочных переводов (обеспеченность составляет 30,9% и 6,6% соответственно), введения сигналистов в штаты дистанций пути. Техническим инспекторам необходимо уделить серьёзное внимание контролю за обеспечением работников переносными радиостанциями и инструментом в соответствии с потребностью, организацией безопасного производства работ и питания работников, не допускать работу малочисленными бригадами, приостанавливать работу бригад без ограждения места работ.

18 апреля в Москве пройдёт V пленум Центрального комитета Роспрофжела. Меры, предпринимаемые профсоюзом в вопросах охраны труда на железнодорожных предприятиях, станут ключевым вопросом к обсуждению.


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Выбор редакции

Летний призыв