29 февраля 2020 07:13

Синдром парашютиста

На красный чаще проезжают локомотивщики, отработавшие от года до пяти лет

Чтобы снизить количество нарушений безопасности движения, надо ужесточать требования к дисциплине, совершенствовать методику профотбора и внедрять новые технологии.
Евгений Маралов, заместитель начальника Дирекции тяги по безопасности движения
– Евгений Сергеевич, с начала года на сети уже пять случаев проезда локомотивными бригадами светофоров с запрещающими показаниями. К счастью, без серьёзных последствий, но тенденция неприятная.
– Ситуация требует серьёзного анализа. Мы сейчас именно этим целенаправленно занимаемся. Хотя если говорить в целом о нарушениях безопасности движения в Дирекции тяги, то тенденция скорее положительная.
В целом по сети мы добились снижения количества нарушений на 12% – 546 случаев в прошлом году против 621 годом ранее. Рост зафиксирован только в четырёх дирекциях: Северо-Кавказской, Московской, Северной и Восточно-Сибирской.
Однако при этом число проездов на запрещающие сигналы действительно возросло – 13 в 2012 году против 10 за 2011 год. К этой цифре нужно приплюсовать ещё три случая сходов, которые произошли также после проезда на красный, и одно столкновение. Уже в этом году случаи проезда светофоров с запрещающими показаниями зафиксированы на Московской, Красноярской, Северной, Северо-Кавказской и Юго-Восточной дорогах.
В целом же с середины 1990-х годов, когда тяговый подвижной состав стали оборудовать современными приборами безопасности, число проездов на красный снизилось почти в 10 раз. Тогда подобных случаев фиксировалось больше 100 в год.

– Проезды на красный – следствие недостаточной квалификации машинистов или есть какие-то другие причины?
– Мы проанализировали все случаи за девять лет – с 2003 по 2012 год. На первом месте оказались невнимательность и невыполнение регламента служебных переговоров – 67%. Среди причин также незнание машинистами технико-распорядительных актов станции, движение без команды руководителя работ и неверное управление тормозами.
В основном проезды происходят в начале и конце смены: когда бригада ещё не вошла в технологический ритм или когда внимание притупляется в ожидании окончания работы.
В 76% случаев проезды допускали машинисты, не имеющие достаточной квалификации. Это указывает на серьёзные недостатки в подготовке помощников на должность машиниста и необходимость повышения уровня компетентности.
Как ни странно, в 15 из 17 случаев в 2012 году на красный проезжали машинисты, имеющие первую группу профпригодности и успешно прошедшие тесты на концентрацию внимания. Необходимо совместно с департаментом здравоохранения изменить методику профотбора на должность машиниста.

– Чаще всего ошибаются новички?
– Это верно лишь отчасти. Большинство проездов на красный допускают машинисты со стажем работы от года до пяти лет – 43%. Со стажем более 10 лет – 31%, от пяти до 10 лет – 15%. Те, кто проработал меньше года, допустили наименьшее число проездов – 12%.
Эти данные полностью повторяют статистику травматизма у парашютистов. В первый год у молодых специалистов ещё не остыла голова от впечатлений, учёбы в дортехшколе, полученные знания не растерялись. Кроме того, когда человек садится за контроллер первый раз, он более сосредоточен и внимателен, его контролирует машинист-инструктор. А после года работы, почувствовав себя «великим специалистом», машинист начинает допускать ошибки – опыта всё же ещё мало.

– Каким образом исправлять ситуацию?
– Главная задача – минимизировать факторы, влияющие на риск возникновения проездов запрещающих сигналов. Выявлять их мы уже научились, пришло время исправлять и управлять рисками. Этому вопросу был посвящён технический совет в локомотивном комплексе, прошедший 9 февраля 2013 года, где мы утвердили «Системные меры по обеспечению безопасности движения в Дирекции тяги».
В большинстве случаев проезды на запрещающий сигнал допускаются при производстве маневровой работы. Происходит это на некодируемых путях, когда существующие системы безопасности не дублируют друг друга: красный сигнал светофора не подтверждается сигналами в кабине машиниста.
Поэтому наиважнейшая задача – обеспечить безопасность при проведении поездной и маневровой работы. Решить проблему только за счёт наращивания дополнительных функций на локомотиве невозможно. Необходимо улучшать передачу кодового сигнала.
Сейчас разработана новая маневровая автоматическая сигнализация. Её задача – воспрепятствовать ошибке, даже если машинист не распознал сигнал. Внедрение на сети начнётся в этом году.

– Как бороться с нарушениями и нарушителями?
– Тот, кто садится за правое крыло локомотива, должен прежде всего уметь управлять собой и знать, что за проезд запрещающего сигнала работодатель вправе расторгнуть трудовой договор. Как правило, случайностей не бывает: если человек допустил проезд на красный, значит он неоднократно нарушал трудовые обязанности. Далее как результат по статье 81 пункт 5 Трудового кодекса договор расторгается.
За причинённый ущерб работник несёт материальную ответственность. Пределы этой ответственности определяет статья 241 Трудового кодекса.
За действия, угрожающие безопасности движения, работник подвергается штрафу в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях. А за аварии со смертельным исходом наказывается по ст. 109 Уголовного кодекса – лишением свободы.
Допустивший самое грубое нарушение – проезд на красный – теряет профессию, это закон, и компромисса нет.

Беседовала
Светлана Казанцева



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30