10 декабря 2019 19:47

Готов ко всему

В детские сады вернут игры

Дошкольников будут развивать по установленным стандартам.
Сегодня детские сады ориентируются на федеральные государственные требования (ФГТ) к дошкольному образованию, которые были разработаны несколько лет назад. Но с 1 сентября в пилотных детских садах начнёт обкатываться Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Главная идея данного проекта - обеспечить достойным дошкольным образованием детей из всех социальных слоёв и сделать так, чтобы в школу они пришли с достаточным багажом знаний.

Унификация воспитательного и образовательного процесса также должна помочь сгладить частую сегодня несогласованность интересов родителей, детсадовских работников и школьных педагогов.

По словам директора Института психолого-педагогических проблем детства РАО Татьяны Волосовец, воспитателям не нравится грубость, которую нередко проявляют родители. С другой стороны, на них давит обязанность вести документооборот, в потоке которого они буквально тонут. «Многие программы сегодня сложны и непонятны, воспитателям хочется больше простых и доступных образовательных программ, которые не нужно изучать годами. Воспитатели считают, что ребёнка в садике не нужно учить читать и писать - на это есть школа», - отмечает Татьяна Волосовец. В то же время педагоги начальной школы хотят получить послушного, подготовленного ученика, который уже знает счёт и хотя бы печатными буквами умеет писать. «Важнее развивать память, внимание, мышление, воображение. Не сад должен ребёнка готовить к школе, а школа должна готовиться к ребёнку, любому: вундеркинду, проблемному, недостаточно развитому», - в один голос говорят эксперты.

В свою очередь, одни родители уверены, что уже с трёх лет ребёнок должен изучать массу предметов, чтобы к семи годам быть ни больше ни меньше маленьким Эйнштейном или Пушкиным. Другим родителям просто нужно, чтобы малыш в саду не заболел и был в безопасности. Но почти все хотят, чтобы сад мог предоставить дополнительное образование: пение, рисование, спортивные занятия (например, в бассейне).

Разработчики стандарта готовы пойти навстречу пожеланиям родителей: в детских садах будут и кружки, и секции. «Стандарт дошкольного образования станет стандартом особого типа, он нацелен на поддержку разнообразия детства. Такого раньше никогда не было», – отметил руководитель рабочей группы по разработке проекта ФГОСа дошкольного образования Александр Асмолов.

Одно из серьёзных требований к новому стандарту – возвращение в детсады игр как таковых, считает директор Института социологии РАО Владимир Собкин. «Сейчас ребёнок практически не играет в традиционные детские игры в их привычном значении, и это очень плохо. Ребёнка всё больше учат, и он всё меньше играет – часто бывает, что играет воспитатель, а дети сидят и смотрят», – отмечает он.

Не исключают создатели ФГОСа возможность активного привлечения бизнеса к воспитанию будущего поколения. «Сейчас почти исчезли детские сады, которые было принято называть ведомственными, – пояснил Владимир Собкин. – Они имели свои методические программы, особые условия и так далее. Когда сады переходят на муниципальный уровень управления, у бизнеса исчезает возможность вкладываться в воспитание будущих поколений».

Заведующая детским садом № 101 ОАО «РЖД» Алла Шостак отмечает, что главное, чему нужно учить ребёнка в детском садике, – это уметь самостоятельно добывать знания. «Ребёнок должен быть не пассивным, готовым просто записывать за учителем, а активным, с ищущим умом. Такое развитие детей заложено в концепции развития образования в ОАО «РЖД», по которой мы работаем. На протяжении всего периода обучения мы проводим мониторинг здоровья, психического и умственного развития ребёнка. Мы стараемся всесторонне подготовить его к школе: не только научить его читать и писать, а подготовить психологически. У нас каждый детский сад имеет свою образовательную программу, которая учитывает отраслевые особенности и контингент детей, которые к нам приходят. Например, мы отдельно работаем с одарёнными детьми, иногда мы родителям даже открываем глаза на их способности. У нас ведётся ранняя профориентация - тут нужно понимать, что не обязательно все дети пойдут по стопам родителей, но они будут уважать их труд и понимать, кто подарил им счастливое детство». Общественные обсуждения нового стандарта в Интернете (в том числе и в социальных сетях) начнутся в мае и будут идти всё лето. Тогда же начнут активно работать разные экспертные группы.

Надежда Россихина


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Выбор редакции

Летний призыв