21 июня 2021 04:02

Улыбка Аэрофлота

В 1962 году, после окончания одного из столичных медицинских училищ, Татьяна Виноградова работала в Московском НИИ акушерства и гинекологии и, естественно, мечтала стать врачом. Но однажды к ним в отделение привезли ожидавшую ребенка стюардессу. Присмотревшись к ласковой, обаятельной медсестре, она сказала: «Бортпроводник с медицинским образованием для Аэрофлота просто находка. Подучи иностранный и иди. Все остальное у тебя есть». И Таня рискнула. Удивительно, но ее приняли на работу сразу. Без всяких рекомендаций, звонков «сверху» и даже несмотря на то, что ей было не 19 лет, как положено, а 18. Видимо, кадровик наметанным глазом определил: это тот случай, когда из правил можно сделать исключение.

Переступив порог отдела кадров Аэрофлота, эта девочка с длинной русой косой и представить себе не могла, что станет «визитной карточкой», «лицом» Аэрофлота, побывает почти в 70 странах мира, ее портреты будут помещать на обложках журналов, она будет давать интервью журналистам и познакомится со многими знаменитостями. Кого только ни будет встречать Таня на борту лайнера: советских партийных лидеров и итальянских тиффози, американских астронавтов и Рауля Кастро, Анджелу Дэвис, Марину Влади и Владимира Высоцкого, почти всех наших звезд эстрады, кино и спорта...

Даже с будущим мужем Таня встретилась красиво. Дирижер Альфред Мишурин (ныне заслуженный артист России) увидел рекламный плакат с ее портретом и влюбился, как, наверное, тысячи мужчин в нашей стране. Но руку и сердце прекрасная стюардесса отдаст только ему.

Кстати, обратил внимание на Таню и Сергей Аполлинариевич Герасимов и предложил ей эпизодическую роль в фильме «Журналист», который он как раз собирался снимать. Разве можно отказаться от такого предложения! Конечно, Таня согласилась. Сниматься ей было совсем нетрудно, да и перевоплощаться не было необходимости – она играла там саму себя.

Сколько за годы работы было интересных встреч! Разные люди, разные характеры.

«Однажды из Японии летела наша олимпийская сборная, – рассказывает Татьяна Сергеевна. – Был там и Валерий Брумель. Он был так счастлив от победы, которую одержал, и, видимо, ему так хотелось вызвать симпатии со стороны бортпроводниц. А нам не до него – работа, пассажиры. В итоге Валерий обиделся: «Вы все время заняты, не можете уделить мне внимания». Я тогда отшутилась: «Бог даст, еще встретимся». И ведь встретились! Но как и где... После катастрофы 1966 года я лежала в Институте Склифосовского. Вдруг открывается дверь, и в палату на костылях заходит Валерий Брумель: «Вот мы и встретились».

В ночь на 17 февраля 1966 года должно было состояться открытие воздушной трассы Москва – Браззавиль (Конго). Перед этим несколько суток валил снег, взлетная полоса обледенела. Но в те времена в иных случаях решали, летная погода или нет, не в метеослужбе, а в высоких инстанциях. Это был как раз тот случай.

Открытие рейса – вопрос политический, и кто-то решил, что откладывать вылет нельзя. В итоге самолет при взлете занесло, правой плоскостью он задел сугроб и потерял необходимую для взлета скорость. Но она была слишком велика, чтобы остановить разбежавшийся лайнер, а впереди – деревня Воскресенки. Самолет уже стал набирать высоту, но упал... Первые два салона разлетелись на куски. Третий салон, (это в хвосте), где находилась Татьяна, перевернувшись, упал в сугроб. Пассажиры этого салона, как и стюардесса, остались живы и почти здоровы, только, пристегнутые ремнями, висели вниз головой. Из 23 человек экипажа в живых остались 6 человек. Когда были похороны, Таня поклялась погибшим, что в память о них обязательно будет продолжать летать. Что и делала еще 18 лет.

Вспоминаются Татьяне Сергеевне и полеты на Кубу. Это были времена Карибского кризиса. Разгар «холодной войны». На подлете к острову наш самолет часто сопровождали американские истребители, они подлетали на опасно близкое расстояние. Однажды в иллюминатор я даже увидела лицо американского летчика. А через несколько лет на международном авиасалоне в Японии мы познакомились с американскими пилотами из эскадрильи «Блю энжелз». Они нам с коллегой ежедневно приносили розы. Оказалось, очень приятные люди».

Кстати, в 1970 году Татьяна Виноградова стала победительницей международного конкурса стюардесс, который проходил в Венгрии. Стюардессы Аэрофлота впервые официально принимали участие в таком мероприятии. Таню просто пригласили к руководству и поставили перед фактом: «Виноградова, в Венгрии будет проходить конкурс бортпроводников. Полетишь ты». Ей срочно сшили форму: костюм с блузой-косовороткой, синие перчатки, синие туфли. Ну и, конечно, инструктаж, репетиции, тренировки, и на все про все – 10 дней. Эх, где наша не пропадала! Продемонстрировать профессиональные навыки – разве это трудно? Проскакать верхом на лошади? Запросто. Станцевать народный венгерский танец чардаш? Легко! Таня получила тогда приз за обаяние – титул «Первая леди замка «Шиклош».

Татьяна КОЛЫСКО.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30