22 января 2022 18:41

Туннели в Альпах

На фоне ЧП в туннелях Французских Альп Швейцария демонстрирует всему миру свои достижения в строительстве коммуникаций в глубине гор.

Объективности ради нужно сказать, что это стало возможным лишь при самом активном участии австрийских фирм, их инженеров и минеров.

На сегодняшний день самым длинным железнодорожным туннелем в мире остается Сейкан в Японии. Его длина 54 километра. На три километра короче Евротуннель, связывающий Францию и Англию. Но через десять лет пальма первенства должна перейти к Швейцарии, где в настоящее время идет сооружение двух базовых альпийских туннелей – Лечберг и Готтард. Их протяженность будет соответственно 35 и 57 километров. Оба этих сложнейших инженерных сооружения прокладываются в Альпах параллельно с севера на юг и призваны стать «становыми хребтами» для скоростных транзитных стальных магистралей, соединяющих Францию и Германию с Италией. Работа идет круглосуточно на глубине до двух с половиной километров при температуре до 35 градусов и влажности воздуха 80 процентов.

Строительство туннеля Лечберг, который будет интегрирован в железнодорожную трассу Берн – Милан, продолжается уже шесть лет. Он должен быть открыт для движения в конце 2007 года и обойдется в 2,7 миллиарда евро. Туннель состоит из двух труб, расположенных в сорока метрах друг от друга. Рельсы закрепляются в бетоне без использования щебеночного балласта. Это позволит пассажирским поездам развивать скорость до 250 километров в час.

Автору этих строк довелось пообщаться с одним из проходчиков. 46-летний австриец Карл Котульски занят на прокладке туннелей с 1975 года. Работал и в своей стране на строительстве тирольских горных трасс, и в Германии. С 2001 года задействован на северном участке туннеля Лечберг.

– Участвовать в сооружении столь масштабного объекта раньше мне не доводилось,– рассказывает он. – Работаем бригадами девять суток по восемь часов, затем три дня отдых. В эти дни иногда удается вырваться к семье в Каринтию, это на юге Австрии. 80 процентов всех минеров, работающих здесь, тоже из Австрии. Заработок у всех нас весьма приличный – более чем три тысячи евро в месяц. 110 евро из этой суммы вычитают каждый месяц за доставляемые обеды, 50 евро – за пользование услугами автопредприятия, привозящего на автобусе персонал на работу и обратно в общежитие, находящееся неподалеку от стройки.

Строительство самого длинного в мире базового туннеля Готтард идет с 1996 года и поражает своими масштабами даже бывалых туннелестроителей. Подсчитано, что в общей сложности будет извлечено на поверхность 24 миллиона тонн горной породы. Предполагаемый срок окончания работ – 2015 год. Сметная стоимость – около шести миллиардов евро. Чрезвычайно большое значение этот туннель, соединяющий Цюрих с железной дорогой, ведущей в Рим, будет иметь для наращивания перевозок железнодорожным транспортом и резкого сокращения числа транзитных грузовиков, проезжающих через Швейцарию с севера на юг и в обратном направлении. Ныне по автомобильным трассам Швейцарию пересекают ежегодно один миллион 250 тысяч трейлеров. В начале 2005 года власти страны в очередной раз повысили плату за пользование грузовым транспортом на всех швейцарских автодорогах. Существенная часть этой выручки идет на финансирование строительства и модернизацию железнодорожной инфраструктуры. Специалисты считают, что уже через два года после начала эксплуатации туннеля Лечберг автоперевозчикам будет выгоднее пересекать Швейцарию по железной дороге, то есть грузовики будут устанавливаться на железнодорожные платформы. А после введения в строй туннеля Готтард его пропускная способность для грузовых поездов при полной допустимой нагрузке составит более двухсот в сутки.

Игорь БЕЛОВ
Цюрих
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31