22 февраля 2019 19:08

«Грузовики» поднимет в небо лизинг

Леонид ГРИГОРЬЕВ

Один из самых массовых в России грузовых самолетов, Ан-12, с этого года начинает выводиться из эксплуатации. Подобная судьба постигнет и Ан-22 «Антей». Российским грузовым авиаперевозчикам это грозит потерей рынков.


Замены авиастарикам нет

На рынках среднемагистральных перевозок с использованием малооборудованных аэропортов (Африка, Латинская Америка и значительная часть Азии) на самолетах типа Ан-12 и Ан-22 перевозится около 65 – 80% всех транспортируемых по воздуху грузов.

Адекватной замены этим самолетам, как сказал вице-президент группы компаний «Волга-Днепр» Сергей Шкляник, пока нет. «А вот спрос на машину подобного класса есть, – добавил он. – Что касается лайнера Ан-70, то его разработка, начатая еще в 1986 году, пока так и не дала авиакомпаниям готового к эксплуатации продукта».

Созданием Ан-70 занимался еще Совмин СССР. По его постановлению при создании перспективного среднего транспортного самолета надо было разработать базовую многоцелевую авиационную платформу для целого семейства грузовых лайнеров. Предполагалось, что они станут пригодны и для гражданского, и для военного применения. Разработчиком нового самолета был определен киевский АНТК имени Антонова. Там должны были создать широкофюзеляжный многоцелевой относительно дешевый в производстве (не более 30 млн. долларов) и экономичный в эксплуатации средний транспортный самолет с грузоподъемностью не менее 30 тонн и дальностью полета 4 – 5 тысяч километров.

Несколько образцов Ан-70 уже проходят летные испытания, соответствуют проекту в плане технических и эксплуатационных характеристик. Как сказал представитель АНТК имени Антонова Андрей Совенко, Ан-70 может перевезти 98 процентов типовых грузов, для доставки которых разработан Ан-124 «Руслан».


Свой лучше «иностранца»

Однако, несмотря на все достоинства, пока Ан-70, по словам представителей авиакомпаний, не укладывается в ценовые рамки. Его цена может достигать 50 млн. долларов. «Даже военные не могут столько платить», – заявил «Гудку» Сергей Шкляник.

Кроме того, Ан-70 пока просто нет на рынке. «Это значит, что фактически не выполняются пункты федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники на 2002 – 2010 годы». Там есть пункт о начале производства среднего транспортного самолета. Можно сказать, что программа сорвана», – прокомментировали эту ситуацию в ОАО «Туполев». В ходе недавних парламентских слушаний на тему «Состояние, перспективы и законодательное обеспечение развития отечественной авиационной промышленности» глава Федерального агентства по промышленности Борис Алешин отметил, что готовятся новые, уточненные версии ФЦП. И в ней не нашлось места ряду авиационных проектов, уже частично профинансированных. Так, например, ранее на Казанском авиастроительном производственном объединении планировалось развернуть производство перепрофилированной транспортной версии самолета Ту-204-330. Теперь выпуск этого самолета может быть остановлен.

На прошлой неделе посол РФ на Украине Виктор Черномырдин и главком ВВС Владимир Михайлов заявили о том, что Россия отказывается от участия в программе создания военно-транспортного самолета Ан-70. По словам Виктора Черномырдина, Россия имеет свой самолет такого класса – Ил-76. Но отказ от совместного производства Ан-70 принесет убытки как Украине, так и России. Тем не менее «если этот самолет не найдет применения, то убытки будут еще больше», считает посол.

Главнокомандующий ВВС России Владимир Михайлов отметил, что Военно-воздушные силы РФ не планируют закупать транспортные самолеты Ан-70: «Зачем нам еще один тяжелый самолет, когда их у нас и так вполне достаточно? Он просто не нужен». «Министр обороны четко сказал, что Ан-70 вышел за рамки среднего самолета, стал тяжелым. Вместе с тем эффективность его как тяжелой машины в сравнении с Ил-76 в 2,8 раза ниже – по дальности полета, грузоподъемности, скорости и многим другим параметрам. Просто несерьезно говорить об этом самолете. Тем более если учесть намерение Украины вступить в НАТО», – считает главком.

С этим мнением категорически не согласен генеральный директор и председатель правления АНТК имени Антонова Анатолий Мялиця. «Рынок транспортных перевозок стремительно растет и через 10 лет увеличится в несколько раз. Вместо того чтобы сообща занять на этом рынке нишу для средних транспортных самолетов, мы отдаем ее конкурентам. Необходимо разобраться, в каком направлении развиваться военно-транспортным самолетам. Россия и Украина должны не конкурировать на рынке транспортной авиации, а объединять усилия», – отметил Анатолий Мялиця.

Между тем, по словам президента группы компаний «Волга-Днепр» Алексея Исайкина, обойтись лишь Ил-76, пусть даже и модернизированными, российским перевозчикам не удастся. Даже если использовать легкий транспортник Ил-112, который пока находится только на стадии подготовки к производству. Ситуация выглядит особенно сложной, если учесть, что средств на создание новых самолетов в России не так уж и много. По информации РИА «Новости», общий объем всех государственных расходов на НИОКР в области авиастроения, запланированных на 2006 год, составляет менее 250 млн. долларов. Между тем только в программу разработки Ан-70 уже вложен, по словам Анатолия Мялици, почти миллиард долларов.


Новых машин ждать более года

«В качестве альтернативы Ан-70, – считает коммерческий директор авиакомпании «Атлант-Союз» Вячеслав Илюшин, – нельзя рассматривать ни грузовой вариант Ту-214, ни Ил-214. Ан-70 является рамповым самолетом, и полноценно заменить его машинами, загружающимися через боковую дверь, не получится».

В ОАО «Туполев» «Гудку» заявили, что грузовая модель Ту-330ВТ уже на три четверти унифицирована с серийно выпускаемым и сертифицированным средним магистральным самолетом Ту-204. При достаточном финансировании первый летный образец Ту-330 может быть построен и поднят в воздух уже через 1,5 – 2 года. Его планируется сертифицировать в 2008 году и в том же году запустить в серию. Окупиться программа должна уже на 12-м серийном самолете.

Напомним, что сейчас разрабатывается еще один «транспортник» – Ил-214. Он создается совместно с индийской компанией HAL по программе МТА (Multirole Transport Aircraft). Алексей Исайкин рассказал «Гудку», что компанию «Волга-Днепр» может заинтересовать проект МТА. Однако он добавил, что сейчас проект «находится в эскизной стадии, поэтому в металле самолета раньше 2009 года ждать не стоит».

К участию зарубежных партнеров в создании новых грузовых самолетов большинство экспертов относится скептически. Они уверены: если «головное» конструкторское бюро иностранное, то самолет в итоге будет дороже. Это может поставить Россию в постоянную финансовую зависимость. Напомним, что и Ил-76 выпускаются не в России, а в Узбекистане – на Ташкентском авиационном производственном объединении им. Валерия Чкалова.

Алексей Исайкин отметил, что самолеты типа Ту-204 не смогут полностью закрыть потребности российских авиакомпаний, осуществляющих грузовые перевозки. «Нам требуется универсальный самолет, потому что большинство аэропортов России не приспособлены под обслуживание паллет и контейнеров. Ту-204 там работать не будет. Нам нужен рамповый самолет», – сказал он. Проект Ил-214, по мнению первого заместителя генерального директора компании «Ильюшин» Юрия Юдина, может стать базовой основой для разработки семейства специализированных транспортных самолетов. Правда, ждать его тоже придется долго – первый полет Ил-214 сможет совершить не ранее чем через 5 лет.

Президент Союза транспортников России Виталий Ефимов заявил «Гудку»: «Ситуация с разработкой и производством современных транспортных самолетов в России может быть изменена лишь при одном условии. При наличии серьезной государственной программы по развитию лизинга. Мы получим от авиапрома новую технику лишь тогда, когда он сможет получать от авиакомпаний деньги минимум на пять лет вперед. Для этого надо создать условия работы лизинговым компаниям. Не хуже тех, что есть в развитых странах. И уж потом ждать конкретных результатов от авиапрома, в том числе и по грузовым самолетам».

Леонид ГРИГОРЬЕВ



Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28      

Выбор редакции

Летний призыв