13 ноября 2019 02:57

Карусель для паровоза

Архаичные устройства оказались нужными и в XXI веке

Архаичные устройства оказались нужными и в XXI веке. В отличие от современной тяги паровоз всегда должен был тянуть состав трубой вперёд. Для этого на конечных станциях приходилось создавать разные хитроумные устройства для его разворота, например поворотные круги.
Архаичные устройства оказались нужными и в XXI веке

На иной круг надо ещё уметь заехать
В отличие от современной тяги паровоз всегда должен был тянуть состав трубой вперёд. Для этого на конечных станциях приходилось создавать разные хитроумные устройства для его разворота, например поворотные круги.

Когда-то они были практически в каждом оборотном депо, не говоря уже про основные. Паровозы давно ушли в историю, а их ровесники поворотные круги по-прежнему востребованы в отрасли. В наше время на всю железнодорожную сеть России, по самым скромным подсчётам, осталось чуть больше сотни поворотных кругов. Более того, после полувекового перерыва вновь начат их промышленный выпуск.

Самыми первыми и, пожалуй, наиболее интересными в своей конструкции были уравновешенные круги, поворотная ферма которых покоилась на сферической опоре. Заезжая на круг для разворота, паровоз перемещался вдоль фермы до тех пор, пока его центр тяжести не оказывался над опорой круга. Зато многотонный локомотив можно было развернуть практически вручную без дополнительных механизмов, а просто толкая вставленную в особое отверстие в ферме лагу.

Неуравновешенные круги опирались краями фермы на приводные тележки, и здесь либо сам паровоз разворачивал себя, будучи подключённым к паросиловой установке, либо в дело вступали электродвигатели.

Чаще всего круги устанавливались в веерных депо и помимо своей главной задачи, разворота локомотива, служили для технологических целей – перестановки паровозов из стойла в стойло. Самым большим конструктивным минусом был тот факт, что находившиеся в депо локомотивы оказывались заложниками поворотного круга, поскольку при его выходе из строя они были блокированы в стойлах. Из-за того, что пути обрывались у края ямы, иной раз случалось, что локомотивы оказывались на дне поворотного круга. По одной из версий, воспетый Владимиром Ульяновым «Великий почин» был следствием разгильдяйства деповских работников, загнавших в яму круга паровоз.

Поворотные круги выпускались разных размеров. Например, на российских железных дорогах самый малый круг имел длину 10,4 м, а самый большой, рассчитанный на разворот локомотивов типа ФД, – 32 м. Пожалуй, самые большие круги существовали в США, ведь там приходилось разворачивать паровозы Big Boy длиной 47 м и весом более 600 тонн.

Когда минула паровозная эра, круги продолжали оставаться востребованными. В первую очередь благодаря тому, что паровозные депо переобустраивались под обслуживание дизельной тяги и электровозов. Однако время неумолимо и для поворотных кругов. Поэтому спустя сорок лет после постройки последнего круга для советских железных дорог, уже в новой эпохе, но по архивным чертежам, был возобновлён их выпуск. С 1992 года их выпускает ХК «Лугансктепловоз», который за это время и до конца 2007 года построил уже 25 кругов. В России производством поворотных кругов стало заниматься ОАО «Кировский машзавод 1 Мая». Новые поворотные круги поставлены в депо Вологда, Люблино, Минеральные Воды и Оренбург.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

Выбор редакции

Летний призыв