16 января 2021 12:38

Взгляд на перспективу

Географический дисбаланс может повредить стране

Географический дисбаланс может повредить стране

Игорь Куротченко, эксперт-аналитик отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий
Относительное сохранение темпов роста экономики в странах Азиатско-Тихоокеанского региона в кризисный период вкупе с девальвацией рубля увеличило спрос на российские энергоносители и продукцию чёрной металлургии со стороны промышленных потребителей Азиатского региона. Объём экспорта через порты за девять месяцев 2009 года вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 8,6%, при этом доходы от экспортных перевозок через порты выросли на 9%, что объясняется возросшей дальностью перевозок. Наибольший же вклад в общий рост экспорта внесли порты Дальнего Востока.

Ещё в прошлом году в пиковый период перевозок (до сентября 2008 года, когда впервые стали ощущаться кризисные явления) ситуация с пропускными способностями сети на Дальнем Востоке была не идеальной. Динамика экспорта за девять месяцев текущего года показала, что железная дорога на дальневосточном направлении работает на пределе своих возможностей. Если рост перевозок в азиатском направлении будет продолжен, РЖД не смогут обеспечить перевозки при отсутствии достаточных инвестиций на развитие этой инфраструктуры. В ситуации, когда инвестиционные возможности РЖД зависят от устанавливаемых государством тарифов, компания не может самостоятельно выделять нужный объём средств на расшитие «узких мест» на Дальнем Востоке.

Экспортные перевозки грузов в Европу если и будут расти в 2010 году, то постепенно. Девальвация, конечно же, поставила наших экспортёров в более выгодное положение, но груз пошёл только в те регионы, которые относительно безболезненно пережили кризисные явления. К таким регионам Европа в период кризиса не относилась. Сейчас стало наблюдаться некоторое оживление экономик европейских стран, но говорить о том, что объёмы перевозок в том направлении выйдут на докризисный уровень до 2011 года, не следует.

РЖД смогут освоить перевозки в посткризисный период, но только если будут направлять необходимые средства на обновление, развитие инфраструктуры и закупку подвижного состава. Кризис дал ОАО «РЖД» некоторую передышку. Многие локомотивы были оставлены в резерв, их можно в случае необходимости использовать, передислоцировать с одной дороги на другую, но сокращать закупки подвижного состава нельзя. По прогнозам Института проблем естественных монополий, выйти на докризисный объём перевозок можно уже к 2012 году. Будем надеяться, что этот объём перевозок равномерно распределится между Западом и Востоком. Если же будет наблюдаться похожий географический дисбаланс экспорта, который наблюдается сейчас, то железная дорога станет ограничителем развития экономики в посткризисный период.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30