24 января 2021 12:26

Доктор с доставкой

О некоторых врачебных специальностях здесь даже не слышали

О некоторых врачебных специальностях здесь даже не слышали

Врачи медицинского поезда «Святитель Лука» помогут и взрослым, и малышам
Корреспондент «Гудка» провела один день с «поездом здоровья», прибывшим на одну из отдалённых станций Красноярской магистрали.

На перроне сибирской станции Уяр, прямо за зданием новенького вокзала, стоит только что прибывший поезд передвижного консультативно-диагностического центра «Доктор Войно-Ясенецкий (Святитель Лука)». Несмотря на ранний час, возле поезда уже собираются люди. Из последнего вагона выходит человек в форменной куртке. По всему видно – охрана.
– Уважаемые пациенты, не стойте на морозе, – говорит он. – Проходите, пожалуйста, в вагон-накопитель. Здесь теплее! И записаться на приём можно. А врачи скоро уже начнут работу.

В вагонах-кабинетах идут последние приготовления. Проводники заканчивают утреннюю уборку, медперсонал проверяет готовность оборудования, а станционные рабочие расчищают сугробы и прокладывают к поезду тропинки.

«Поезд здоровья» странствует по сибирским просторам уже два года. Это его 22-я командировка. За это время специалисты диагностического центра побывали на 106 станциях КрЖД. Медпомощь получили около 36 тыс. пациентов. Из них более двух тысяч направили на госпитализацию и дополнительные исследования в краевые учреждения.

Ровно в восемь утра вагон бросает на платформу трап, и я вместе с первыми пациентами поднимаюсь в «поликлинику на колёсах». На входе – специальные корзины с бахилами. Надеваем их и проходим в вагон-регистратуру.

Здесь стоит вздыхающая, перешёптывающаяся очередь. Люди заняты пересказом своих невзгод сначала друг другу, а потом медсестре. Она терпеливо выслушивает рассказы, ведь для людей простое внимание важно не меньше, чем реальная помощь.
– Последний раз у врача была лет пять назад, – говорит пожилая женщина. – Ноги сильно болят, а у нас в Уяре такого врача нет. В Красноярск ехать дорого, я же пенсионерка, да и тяжело мне – я сюда-то два часа брела с соседней улицы…

Внимательный регистратор Елена заводит бабушке карточку и даёт направление к неврологу.
– Слушаю вас, – вежливо говорит девушка. – К какому специалисту хотели бы вы записаться?

Я и не заметила, как подошла моя очередь.
– Да я, собственно, не к врачу. Я корреспондент.
– А, это вам к нашему заведующему – Геннадию Рощупкину. Он в штабном вагоне. Ой, простите, оговорилась, в конференц-зале. Это соседний вагон.

Конференц-зал действительно чем-то напоминает штаб – телефонная станция, факс, компьютер и даже система видеоконференции, с помощью которой можно получать консультации специалистов ведущих лечебных учреждений страны в режиме реального времени. За письменным столом перед кипой бумаг – заведующий «поездом здоровья».
– Несмотря на то что в поезде у нас всё автоматизировано и компьютеризировано, а нашему оборудованию может позавидовать любая городская поликлиника, «бумажной» работы тоже хватает, – говорит Геннадий Рощупкин. – Постоянно нужно учитывать – сколько пациентов приняли, какие выявили диагнозы.

– И чем же чаще всего болеют сибиряки? – спрашиваю у главного врача.
– По статистике, больше всего диагностируем сердечно-сосудистых заболеваний. Самое распространённое – гипертония. Очень часто приходят пациенты с ожирением, сахарным диабетом. Люди в возрасте жалуются на ухудшение слуха, катаракту. Заболеваний хватает. Лучше давайте посмотрим, как мы все эти болезни выявляем и лечим.

Вместе с Геннадием Рощупкиным и бригадиром поезда Светланой Вагнер мы начинаем экскурсию по диагностическому центру. В спальных вагонах, где живёт медицинский персонал во время командировок, всё максимально приближено к домашней обстановке. Купе на двоих, в каждом вагоне – душевые, телевизор. Есть даже стиральная машина.
– При желании можно самому приготовить обед – в вагонах для этого предусмотрены микроволновые печи, – говорит Светлана Вагнер. – Но мало кто себе готовит – предпочитают обедать в вагоне-ресторане. Там вкусно и недорого. Повар наш Евгений Черкашин готовит просто изумительно. Женские фигуры сильно страдают от его кулинарных изысков.

И ещё что бросается в глаза – идеальная чистота в вагонах.
– Это заслуга наших проводников, – говорит Геннадий Рощупкин. – Два раза в день – обязательная влажная уборка. Они же следят за тем, чтобы в вагонах всегда были вода, тепло и свет. Вообще, делают всё, чтобы врачам было комфортно работать.

А работать приходится много. Командировка длится две недели. Приём пациентов – с восьми утра и до шести вечера. Без выходных и праздников. За день каждый специалист принимает до 40 пациентов.
– Вот, к примеру, наша лаборатория. Всего за две минуты можно сделать и общий анализ крови, и биохимический, – говорит Геннадий Рощупкин. – За один час можно обследовать 50 пациентов.

Мы переходим в вагон диагностического центра. На дверях купе – таблички с названием специалистов – офтальмолог, лор, эндокринолог, уролог.
– Большинство наших пациентов не то что никогда не были на приёме у этих специалистов, порой даже и не слышали о существовании таких врачей, – говорит Геннадий Рощупкин. – Более 40% пациентов диагностического центра – это люди, живущие в далёких от индустриальных центров деревнях и посёлках. В некоторых из них давно упразднены даже фельдшерские пункты. Для таких жителей, чтобы попасть к врачу, нужно встать затемно, три часа ехать электричкой в город, стоять в очереди за талонами. Как ни старайся, больше одного специалиста в день не осилить. Вот и лечились они, по большому счёту, «корешками да заговорами». А наш чудо-поезд дал возможность всем жителям пристанционных территорий при наличии полиса ОМС посетить несколько специалистов разом, сделать УЗИ, флюорографию. Причём это могут сделать как взрослые, так и дети.

Тут мы замечаем и первого юного пациента – двухлетнего Мишу. Он на приёме у стоматолога.
– Мишенька, можно посмотреть твои зубки? – спрашивает пациента врач Надежда Ахренюк.

Малыш отрицательно трясёт головой. И по тому, как плотно он сдвинул челюсти и насупился, ясно – инструмент стоматолога не пройдёт!
– Да я быстренько гляну, и всё, без инструментов, – продолжает врач.

Малыш опасливо косится, но всё же открывает рот.
– Ой, какие зубки-то красивые, просто замечательные. Ой, а сколько здесь плохих червячков! Давай-ка я их быстренько всех разгоню?

Малыш уже дружелюбно кивает, и врач принимается за работу. Пятнадцать минут – и Миша довольный выходит из кабинета.
– Надежда Александровна – замечательный стоматолог! – улыбается начальник поезда Светлана Вагнер. – Умеет детям зубы «заговаривать»…
– За два года работы у нас сложилась дружная команда. Работаем в тандеме – и врачи, и проводники, и охрана. И очень строгая дисциплина. А наша слаженность организовывает и пациентов, – говорит Геннадий Рощупкин.

Чтобы пациентам было удобно и комфортно, в диагностический центр запускают по 10–15 человек, остальные ждут в вагоне-накопителе, а кто-то идёт в храм помолиться. Построили вагон-храм в этом году. С виду походная церковь представляет собой обычный почтовый вагон, но снаружи по бокам – два больших киота с иконами. Причём все иконы писаные, не бумажные.
– Вагон-храм – логичное завершение нашего проекта. Ведь поезд носит имя великого русского хирурга святителя Луки, в миру –

Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого. Он основоположник гнойной хирургии, – замечает Геннадий Рощупкин. – И, как говорит настоятель нашего вагона-храма отец Вячеслав, одни приходят в наш поезд лечить тело, а другие – душу.

Олеся Мизинко
Красноярск

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30