Охота за дефектами
В соревнованиях мастеров победили мастерицы
В соревнованиях мастеров победили мастерицы
В Северо-Кавказской дирекции по ремонту грузовых вагонов определили лучшего дефектоскописта и мастера подразделения неразрушающего контроля.
В вагоноремонтном депо Батайск для участия в конкурсе профессионального мастерства собрались лучшие специалисты-ремонтники всех вагонных депо региона.
Добравшись до места проведения, я с удивлением обнаружил, что состав участников, как дефектоскопистов, так и мастеров, на 100% женский. Впрочем, к самому началу конкурса в борьбу включился и представитель мужской половины человечества: до места добрался мастер из депо Кавказская Александр Никитин, оказавшийся в итоге единственным представителем сильного пола на этих испытаниях.
Конкурс, по традиции, был разделён на две части – теория и практика. Организаторы решили начать с теории. 30 вопросов и 20 минут на ответы. Участникам раздали тестовые листки с вариантами ответов, запустили таймер.
«Победители конкурса поедут на сетевые соревнования», – повысил «градус» соперничества главный инженер Северо-Кавказской дирекции по ремонту грузовых вагонов Николай Петровский.
У неподготовленного человека предложенные вопросы ничего, кроме полного непонимания, вызвать не могут. От чего, например, зависит выбор способа феррозондового контроля? При магнитопорошковом контроле надрессорных балок и боковых рам какие средства контроля применяются? Какая освещённость должна быть на поверхности контролируемой детали при проведении магнитопорошкового контроля?
Однако у конкурсантов теоретическая часть проблем не вызвала. Все уложились в 17 минут, а первой всего за 10 минут справилась с заданием мастер Батайского депо Елена Мураховская.
Если теорию сдавали и мастера, и дефектоскописты, то в практике соревновались только последние. Мастера же оценивали их знания. Причём мастера, работающие в одном депо, оценивали работу конкурсантов из другого.
«Работаем по трём объектам – тележка, колёсные пары и автосцепка, на каждом объекте по два конкурсанта, – объявила начальник технического отдела Северо-Кавказской дирекции по ремонту грузовых вагонов Татьяна Бахарева. – Кто и что будет осматривать, определяем по жребию».
Проверка практических навыков проходила сразу в двух цехах – колёсном и тележечном. Участникам выдали дефектоскопы, металлические щётки и фонари для визуального осмотра. Оценка работы проводилась и по качеству контроля, и по затраченному на него времени.
«А детали как-то подготовлены для конкурса или взяли первые попавшиеся?» – интересуюсь у организаторов.
«Готовили, конечно. Специально подбирали такие, в которых есть не бросающиеся в глаза дефекты, да и те старались спрятать».
Впрочем, заготовленные хитрости не сильно помогли. Экзаменаторы имели дело с настоящими профессионалами. И, как на охоте: выстрел – и очередной дефект записывается в блокнотик амазонок-вагонниц.
«Здесь скол. Здесь трещина. Здесь подповерхностный дефект», – то и дело раздаются голоса дефектоскопистов.
Как мне показалось, при визуальном осмотре, используя лишь щётку и фонарь, конкурсантки выявили даже больше дефектов, чем с помощью дефектоскопа. К тому же с дефектоскопами то и дело возникали проблемы – то настроены не так, то батареи садятся.
«Надо было, как подруги из Сальска, свои приборы привозить», – сетует кто-то из конкурсанток.
Однако проблемы с настройками не помешали выполнить задание. Все расставленные организаторами «ловушки» участницы соревнований не без труда, но обнаружили.
«Такие конкурсы у нас проводятся с 2002 года, – рассказывает Татьяна Бахарева. – Сегодняшний уже восьмой. В них много плюсов. Во-первых, это повышает мастерство работников, а во-вторых, специалистам разных депо удаётся пообщаться между собой после конкурса, поделиться опытом проведения неразрушающего контроля».
«А что такое вообще неразрушающий контроль?» – интересуюсь.
«Дело в том, что зачастую некоторые дефекты невозможно выявить глазом, потому что они находятся внутри детали. Вот их обнаружение с помощью дефектоскопов и других специальных технических средств и называется неразрушающим контролем».
Пока комиссия подводила итоги, конкурсанты активно беседовали друг с другом. Всех интересовало, как проходят аналогичные сетевые конкурсы. Опытом участия в них с коллегами поделился Александр Никитин.
«В прошлом году подобный конкурс проходил на Свердловской дороге. Система проведения похожа на нашу. Пожалуй, единственное отличие состояло в том, что теоретическая часть была представлена не на бумаге, а компьютерной программой. Да и вопросы были более или менее похожими».
После подсчёта результатов соревнований определились победители. Лучшим мастером подразделения неразрушающего контроля Северо-Кавказской дирекции стала Нина Бажина из депо Прохладная, а лучшим дефектоскопистом – Елена Пивоварова из Кавказской. Им и предстоит представлять родную дирекцию на сетевом конкурсе, который пройдёт в конце ноября на Юго-Восточной дороге в депо Стойленское.
Ну и всем, кто занял первые три места, были вручены грамоты, а также и подарки – утюг, пароварка, миксер и другие полезные в хозяйстве вещи.
«Считаю, что в целом конкурс удался, – отметил Николай Петровский. – Все продемонстрировали достаточно хорошие знания и опыт как в теории, так и в практике. Пообщались друг с другом, поделились секретами мастерства. Сегодня наши специалисты вернутся домой и то новое, что они, возможно, здесь узнали и увидели, расскажут своим коллегам».
![]() |
Отыскать расставленные ловушки для дефектоскописток проблемы не составило |
В вагоноремонтном депо Батайск для участия в конкурсе профессионального мастерства собрались лучшие специалисты-ремонтники всех вагонных депо региона.
Добравшись до места проведения, я с удивлением обнаружил, что состав участников, как дефектоскопистов, так и мастеров, на 100% женский. Впрочем, к самому началу конкурса в борьбу включился и представитель мужской половины человечества: до места добрался мастер из депо Кавказская Александр Никитин, оказавшийся в итоге единственным представителем сильного пола на этих испытаниях.
Конкурс, по традиции, был разделён на две части – теория и практика. Организаторы решили начать с теории. 30 вопросов и 20 минут на ответы. Участникам раздали тестовые листки с вариантами ответов, запустили таймер.
«Победители конкурса поедут на сетевые соревнования», – повысил «градус» соперничества главный инженер Северо-Кавказской дирекции по ремонту грузовых вагонов Николай Петровский.
У неподготовленного человека предложенные вопросы ничего, кроме полного непонимания, вызвать не могут. От чего, например, зависит выбор способа феррозондового контроля? При магнитопорошковом контроле надрессорных балок и боковых рам какие средства контроля применяются? Какая освещённость должна быть на поверхности контролируемой детали при проведении магнитопорошкового контроля?
Однако у конкурсантов теоретическая часть проблем не вызвала. Все уложились в 17 минут, а первой всего за 10 минут справилась с заданием мастер Батайского депо Елена Мураховская.
Если теорию сдавали и мастера, и дефектоскописты, то в практике соревновались только последние. Мастера же оценивали их знания. Причём мастера, работающие в одном депо, оценивали работу конкурсантов из другого.
«Работаем по трём объектам – тележка, колёсные пары и автосцепка, на каждом объекте по два конкурсанта, – объявила начальник технического отдела Северо-Кавказской дирекции по ремонту грузовых вагонов Татьяна Бахарева. – Кто и что будет осматривать, определяем по жребию».
Проверка практических навыков проходила сразу в двух цехах – колёсном и тележечном. Участникам выдали дефектоскопы, металлические щётки и фонари для визуального осмотра. Оценка работы проводилась и по качеству контроля, и по затраченному на него времени.
«А детали как-то подготовлены для конкурса или взяли первые попавшиеся?» – интересуюсь у организаторов.
«Готовили, конечно. Специально подбирали такие, в которых есть не бросающиеся в глаза дефекты, да и те старались спрятать».
Впрочем, заготовленные хитрости не сильно помогли. Экзаменаторы имели дело с настоящими профессионалами. И, как на охоте: выстрел – и очередной дефект записывается в блокнотик амазонок-вагонниц.
«Здесь скол. Здесь трещина. Здесь подповерхностный дефект», – то и дело раздаются голоса дефектоскопистов.
Как мне показалось, при визуальном осмотре, используя лишь щётку и фонарь, конкурсантки выявили даже больше дефектов, чем с помощью дефектоскопа. К тому же с дефектоскопами то и дело возникали проблемы – то настроены не так, то батареи садятся.
«Надо было, как подруги из Сальска, свои приборы привозить», – сетует кто-то из конкурсанток.
Однако проблемы с настройками не помешали выполнить задание. Все расставленные организаторами «ловушки» участницы соревнований не без труда, но обнаружили.
«Такие конкурсы у нас проводятся с 2002 года, – рассказывает Татьяна Бахарева. – Сегодняшний уже восьмой. В них много плюсов. Во-первых, это повышает мастерство работников, а во-вторых, специалистам разных депо удаётся пообщаться между собой после конкурса, поделиться опытом проведения неразрушающего контроля».
«А что такое вообще неразрушающий контроль?» – интересуюсь.
«Дело в том, что зачастую некоторые дефекты невозможно выявить глазом, потому что они находятся внутри детали. Вот их обнаружение с помощью дефектоскопов и других специальных технических средств и называется неразрушающим контролем».
Пока комиссия подводила итоги, конкурсанты активно беседовали друг с другом. Всех интересовало, как проходят аналогичные сетевые конкурсы. Опытом участия в них с коллегами поделился Александр Никитин.
«В прошлом году подобный конкурс проходил на Свердловской дороге. Система проведения похожа на нашу. Пожалуй, единственное отличие состояло в том, что теоретическая часть была представлена не на бумаге, а компьютерной программой. Да и вопросы были более или менее похожими».
После подсчёта результатов соревнований определились победители. Лучшим мастером подразделения неразрушающего контроля Северо-Кавказской дирекции стала Нина Бажина из депо Прохладная, а лучшим дефектоскопистом – Елена Пивоварова из Кавказской. Им и предстоит представлять родную дирекцию на сетевом конкурсе, который пройдёт в конце ноября на Юго-Восточной дороге в депо Стойленское.
Ну и всем, кто занял первые три места, были вручены грамоты, а также и подарки – утюг, пароварка, миксер и другие полезные в хозяйстве вещи.
«Считаю, что в целом конкурс удался, – отметил Николай Петровский. – Все продемонстрировали достаточно хорошие знания и опыт как в теории, так и в практике. Пообщались друг с другом, поделились секретами мастерства. Сегодня наши специалисты вернутся домой и то новое, что они, возможно, здесь узнали и увидели, расскажут своим коллегам».
Игорь Евдокимов,
соб. корр. «Гудка»
Батайск
Фото автора
соб. корр. «Гудка»
Батайск
Фото автора