17 июня 2019 11:52

Нагрузка по себестоимости

Железнодорожникам и газовикам предстоят нелёгкие переговоры о судьбе линии к ямальским месторождениям

Железнодорожникам и газовикам предстоят нелёгкие переговоры о судьбе линии к ямальским месторождениям

Как бы ни была далеко Москва от Ямала, условия передачи дороги будут решать в столице
В переговоры о будущем железнодорожной линии Обская – Бованенково на Ямале представители ОАО «РЖД» и ОАО «Газпром» вступают с противоположных позиций. Если «Газпром» готов продать её по себестоимости, то в ОАО «РЖД» считают, что компании она и даром не нужна.

«Гудок» уже рассказывал, что месяц назад на совещании в Салехарде премьер-министр Владимир Путин предложил ОАО «РЖД» выкупить дорогу, чтобы избавить «Газпром» от непрофильного актива. Глава концерна Алексей Миллер заявил, что уступит дорогу по себестоимости.

Отвечая на предложение премьера, глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин направил Алексею Миллеру письмо о готовности создать рабочую группу, которая должна прийти к совместному решению о будущем магистрали.

Линия Обская – Бованенково протяжённостью 572 км, строительство которой ведёт «Газпром», предназначена для завоза техники и строительных грузов на полуостров Ямал, где разрабатывается новая газовая провинция. Обратно по ней будут транспортировать газовый конденсат. Рабочее движение должно открыться в конце следующего года.

В ОАО «РЖД» считают, что Обская – Бованенково, которая строилась как технологическая линия, в принципе не может окупиться, даже если её отдадут даром. К такому выводу пришли специалисты Гипротранстэи, проводившие первичный анализ предложения «Газпрома». «Планируемый грузопоток по этой линии – немногим более 3 млн тонн в год, этого недостаточно даже для того, чтобы просто содержать дорогу, – заявил «Гудку» начальник отдела инвестиционного проектирования и оценки эффективности проектов Гипротранстэи Максим Фейло. – При балансовой стоимости дороги 130 млрд руб. на одну лишь амортизацию ежегодно придётся отчислять свыше 5 млрд руб.».

«Газпром» уже вложил в строительство 130 млрд руб., на достройку оставшихся 100 км пути требуется ещё около 33 млрд руб., и заместитель председателя правления концерна Валерий Голубев на прошлой неделе пояснил журналистам, что «Газпром» намерен остаться инвестором и заказчиком строительства дороги.

Тем не менее дорога принесёт РЖД одни убытки, и поэтому о её покупке по себестоимости речи идти не может, уверен заместитель руководителя департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД» Сергей Постников.

В качестве одного из возможных вариантов может быть рассмотрен вопрос о передаче ветки в управление «дочки» ОАО «РЖД» – Ямальской железнодорожной компании (ЯЖДК).

Генеральный директор ЯЖДК Якоб Крафт подтвердил, что компания может взять на себя управление веткой, но также указал на связанные с этим сложности: «Стоимость эксплуатации энергетического оборудования в полярном климате превышает среднесетевую в 2,5–3 раза, а содержание пути – в пять раз».

Максим Фейло замечает, что ОАО «РЖД» в данном случае может получать доход только от транспортировки углеводородов, а «Газпром» – от их реализации, при которой учитывается весь цикл, от добычи до продажи. Поэтому логично было бы включить затраты на строительство железной дороги в стоимость углеводородов.

Между тем в России уже есть примеры передачи железнодорожных линий, построенных частными компаниями, на баланс железных дорог. В 2002 году холдинг «СУАЛ» передал МПС 158-километровую ветку стоимостью $72 млн, ведущую к Средне-Тиманскому бокситовому месторождению. В 2004 году «ЛУКОЙЛ» потратил на строительство 1,5-километровой ветки к порту Высоцк $10 млн, чтобы иметь возможность экспортировать нефтепродукты. В обоих случаях линии передавались бесплатно. К тому же в отличие от заведомо убыточной ветки Обская – Бованенково их эксплуатация была признана рентабельной, и компании отнесли затраты на строительство к себестоимости продукции.

Сергей Плетнёв


Справка «Гудка»
    Заместитель руководителя Федеральной службы по тарифам Виталий Евдокименко, комментируя ситуацию, напомнил «Гудку», что в августе правительство приняло постановление о государственном регулировании и контроле тарифов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок. В документе заложен механизм, позволяющий найти компромисс в подобных случаях.
    Тарифы на пользование вновь построенной инфраструктурой не могут быть установлены ниже уровня, обеспечивающего окупаемость вложенного капитала и определённую норму прибыли, говорится в постановлении. Если же ставки оказываются слишком высокими для пользователя, то их размер снижается. А государство выплачивает владельцу инфраструктуры разницу между необходимым и реальным уровнем тарифов.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Выбор редакции

Летний призыв