19 сентября 2019 09:09

Секция закрывается

Действия ФСТ могут изменить расстановку сил на рынке

Действия ФСТ могут изменить расстановку сил на рынке

Рефрижераторные контейнеры заставляют владельцев секций серьёзно задуматься о будущем
Правление ФСТ направило в правительство письмо, в котором обосновывает исключительные тарифы на перевозку скоропортящейся продукции в рефрижераторных контейнерах. Их введение может привести к исчезновению рефрижераторных секций.

С запросом об исключительных тарифах в ФСТ обратился холдинг «Агентство рефперевозки».

«Мы сделали это после того, как ОАО «Рефсервис» («дочка» ОАО «РЖД») дали исключительные тарифы, – объясняет Виталий Момот, генеральный директор компании «Альянс «Восток-Запад», входящей в холдинг, – Тогда секции получили существенное преимущество. Поэтому нам, в свою очередь, пришлось обратиться в ФСТ».

Пока доставка в 40-футовом контейнере, например, от московской станции Силикатная до станции Угольная на Дальнем Востоке (это считается одним из самых доходных направлений) одной тонны обходится в 3578 руб. 45 коп., а в рефсекции – 3114 руб. 30 коп., подсчитал Виталий Момот.

Ответ на обращение ФСТ в правительство ожидается к середине сентября.

К тарифу для перевозок в рефсекциях применяется понижающий коэффициент 0,84. Для контейнерных перевозок операторы хотят получить скидку в 13%. Однако специалисты считают, что цены равны и без скидки, поскольку ставки для контейнеров принимались из расчёта загрузки в 25 тонн, а фактически компании возят в них по 36. Таким образом, цена в пересчёте на тонну получается такой же, как и в другом изотермическом подвижном составе.

Более того, введение льготных тарифов для контейнеров может серьёзно изменить расстановку сил на рынке перевозок «скоропорта».

Заместитель генерального директора ОАО «Рефсервис» Олег Богомолов напоминает, что эксплуатация секций убыточна. «Зарплата механикам, налоги – в итоге получалось, что себестоимость перевозок зачастую была выше, чем рыночная цена этих перевозок».

Кроме того, контейнеры (их объединяют в сцепы – 12 платформ с дизель-генераторным вагоном) имеют лучший показатель порожнего пробега.

«Хотя секции работают на закольцованных маршрутах, порожний пробег у них относительно высокий. Контейнеры же на обратном пути можно использовать почти под любой груз», – поясняет Олег Богомолов. Контейнеры также позволяют отправлять более мелкие партии, и не надо ждать, пока накопится груз на всю секцию.

Однако, как предположил источник в ОАО «РЖД», меры ФСТ не станут губительными для рынка – государство поддержит компании, имеющие рефсекции, с помощью других льгот и возмещений убытков.

Введение понижающего коэффициента преследует одну цель – увеличить приток рыбы с Дальнего Востока, уверен генеральный секретарь Координационного совета по транссибирским перевозкам Геннадий Бессонов. На этом направлении и рефсекции, и контейнеры возят один и тот же груз на неравных условиях, теперь их выравнивают, и это в условиях рекордной путины необходимая мера, считает он.

Действия ФСТ привлекут часть грузов с автотранспорта, считает вице-президент Гильдии экспедиторов России Алевтина Кириллова. Максимальный эффект и без обратной загрузки они дадут на коротком плече.

Геннадий Бессонов утверждает также, что дорогие и узкоспециализированные секции уже сейчас вытесняются рефконтейнерами. И с этой мыслью согласился аналитик, просивший не называть его имени, близкий к рефрижераторному бизнесу. По его мнению, исключительный тариф для контейнеров нужен для того, чтобы рыночным путём избавиться от секций. Через три-четыре года у них истекает срок эксплуатации. И, чтобы не тратить деньги на капитальный ремонт неэффективного подвижного состава, нужно дать ему просто погибнуть в конкурентной борьбе.

Похоже, что и в «Рефсервисе» предвидят такое развитие событий.

«Сейчас у нас есть 5 сцепов, из которых уже 20 платформ было переоборудовано по нашей генеральной линии перехода на безлюдные технологии», – говорит Олег Богомолов.

Антон Гудков


Справка «Гудка»
    Всего в стране насчитывается около тысячи контейнеров, которыми владеют пять компаний: «Аврора», «Рефтранс», «Агентство рефперевозки», «Дальрефтранс» и «Дальтранс». Секций в эксплуатации – около 700, из них 220 принадлежат «Рефсервису».
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Выбор редакции

Летний призыв