26 мая 2019 20:10

Под опеку производителя

Создание сети фирменного сервиса улучшит качество обслуживания подвижного состава

Создание сети фирменного сервиса улучшит качество обслуживания подвижного состава

Андрей Андреев, генеральный директор ЗАО «Трансмашхолдинг»
О влиянии экономического кризиса на «Трансмашхолдинг», перспективах развития и новой продукции предприятий «Гудку» рассказал Андрей Андреев.

– Андрей Анатольевич, сейчас в экономике протекают сложные процессы, связанные с кризисом. Как предприятия ТМХ переживают эти трудные времена?
– Не стану скрывать, 2009 год стал для нас сложным. По сравнению с 2008 годом объём реализации продукции «Транс-машхолдинга» сократился на 29% – до 71 млрд руб. Экономический кризис мы переживаем со всей страной вместе.
Однако, несмотря на сложную ситуацию, результаты не катастрофические. Убытков по итогам года холдинг не показал (хотя уровень рентабельности и оказался близок к нулю). Во многом это объясняется тем, что компания вовремя начала реализацию программы снижения издержек. Уже в октябре 2008 года стало понятно, что кризис реален и мировые экономические проблемы докатились до российской промышленности – потребители стали отказываться от своих заказов. Нашим ответом стали сокращение расходов и переход к режиму жёсткой экономии. На 20% от уровня 2008 года были уменьшены накладные расходы, при этом по некоторым предприятиям (БМЗ, Коломенский завод) этот показатель составляет до 30–35%. За счёт проведения мероприятий по снижению затрат удалось сэкономить около 4,2 млрд руб.
Кроме сокращения расходов по всем направлениям деятельности, нам удалось также снизить затраты на энергоносители за счёт сокращения потребления, притом что фактический рост тарифов и цен на нерегулируемом рынке для предприятий холдинга в среднем составил 28%. Численность работающих в компании сократилась примерно на 10 тыс. человек.

– Какие предприятия чувствуют себя лучше или хуже всего, с чем это связано?
– Наиболее сложная ситуация сложилась на тех заводах, которые ориентированы на открытый рынок, а не на наших крупнейших потребителей, таких как ОАО «РЖД» или Московский метрополитен. Именно коммерческие рынки после начала кризиса «закрылись» первыми – это произошло ещё осенью 2008 года. Падение оказалось весьма чувствительным. Например, за весь 2009 год холдинг реализовал лишь 480 грузовых вагонов против 2245 в 2008-м.
Продажи дизелей всех типов в 2009 году сократились с 675 до 385 штук. Соответственно, наиболее сложная ситуация на Брянском машиностроительном заводе и Коломенском заводе, производящих эту продукцию.
В то же время те предприятия, которые ориентированы на поставки для РЖД, смогли достигнуть неплохих результатов (хотя и на них фиксируется снижение показателей). Мы очень благодарны руководству ОАО «РЖД» за то, что, находясь в непростой ситуации, столкнувшись с сокращением объёмов перевозок, наш основной потребитель не прекратил реализацию своей инвестиционной программы и продолжил закупки. Поддержка железнодорожников позволила нам пережить сложный период и самое главное – сохранить костяк трудовых коллективов.
Позитивную роль в судьбе холдинга сыграла позиция главы правительства Владимира Путина. В ходе его визита весной прошлого года в Тверь было принято решение о выделении ОАО «РЖД» дополнительных средств на приобретение новых пассажирских вагонов производства ТВЗ. Этот заказ был действительно очень важен для завода.

В холдинге уверены, что качество продукции – главное конкурентное преимущество
– Каков портфель заказов холдинга?
– Мы надеемся, что результаты компании в нынешнем году будут несколько выше, чем в ушедшем. Ожидается, что объёмы продаж в 2010 году могут увеличиться на 10%. В нынешних условиях решение этой задачи возможно только при условии существенного расширения географии сбыта. Холдинг уделяет этому вопросу большое внимание. Наши усилия обращены не только к традиционным потребителям в странах СНГ, но и к рынкам Азии, Северной Африки, Ближнего Востока. Есть первые результаты – подмосковный Метровагонмаш выиграл тендер и подписал контракт на поставку дизель-поездов в Сербию. Холдинг участвует в тендерах на поставку пассажирских вагонов в Египет, вагонов-хопперов в Сирию.
Необходимо понимать, что конкуренция на мировом рынке машиностроительной продукции – колоссальная. В большинстве случаев потенциальные поставщики должны предложить не только продукт, но и источники финансирования контракта. Несомненно, наша работа в этом направлении будет более успешной, если её поддержит государство.

– Какова кредитная нагрузка ТМХ, насколько она срочная, хватает ли средств на её обслуживание?
– В течение года нам удалось существенно, примерно на 30%, снизить долговую нагрузку на компанию. Ключевую роль сыграли меры, направленные на повышение эффективности работы производственного комплекса – повышение скорости оборота капитала, снижение уровня складских запасов, выстраивание более чётких отношений с внешними поставщиками.
Долговая нагрузка на компанию является достаточно комфортной. Даже в самый сложный период, в феврале прошлого года, «Трансмашхолдинг» без проблем прошёл через оферту по облигационному займу объёмом 4 млрд руб. В течение III квартала часть выкупленных облигаций на хороших условиях даже была выпущена во вторичное обращение. Рынок считает нас одним из наиболее надёжных заёмщиков. В декабре холдинг зарегистрировал три выпуска биржевых облигаций – тем самым мы создали для себя ещё один потенциальный механизм привлечения ресурсов. Рассматривается возможность регистрации и выпуска займов от имени крупнейших заводов – например, ТВЗ. Впрочем, решения о фактической эмиссии ценных бумаг пока не приняты.
В феврале нынешнего года холдинг успешно прошёл ещё одну оферту. Примечательно, что, по нашим оценкам, бумаги к погашению практически не предъявлялись крупными держателями – это говорит о высокой оценке облигаций рынком.

– Чего ждёте от 2010 года, на что рассчитываете в целом?
– Как я уже и говорил, в наших планах – увеличение ключевых экономических показателей на 10%. При этом при расчёте пессимистических сценариев мы исходим из того, что результаты в любом случае должны быть не хуже достигнутых в 2009 году.
Сложность в реализации планов создаёт ситуация на рынке металлургической продукции. Цены на чёрные и цветные металлы, которые широко используются в машиностроении, за последние пять месяцев возросли на 40%.
В 2010 году холдинг представит несколько новых образцов продукции. Уже завершились приёмочные испытания пассажирских вагонов поездов постоянного формирования, которые созданы на Тверском вагоностроительном заводе. На этом же предприятии впервые за его более чем столетнюю историю созданы новые вагоны-рестораны оригинальной конструкции.
Летом мы предполагаем завершить работу над энергосберегающим электропоездом переменного тока ЭД9Э, который уже начиная с 2011 года пойдёт в серию вместо ЭД9М.
К 75-летнему юбилею Московского метрополитена, который отмечается в середине мая, мы представим новую модель метропоезда.
Продолжается работа над линейкой двухэтажных пассажирских вагонов (в их числе и ресторан), а также над локомотивом нового поколения – двухсистемным пассажирским электровозом ЭП20, над созданием которого мы работаем совместно с Alstom Transport.
Большая работа в этом году проводится по повышению качества продукции, внедрению на заводах программ бережливого производства. Усилена работа с поставщиками.
Мы хорошо понимаем, что качество продукции может и должно стать нашим конкурентным преимуществом. Это особенно важно в условиях глобального экономического кризиса, который привёл к повсеместному сокращению заказов на машиностроительную продукцию.

– Когда ориентировочно завершится сделка с Alstom?
– В соответствии с соглашениями, подписанными 1 марта в Париже во время государственного визита во Францию президента Дмитрия Медведева, авансовый платёж должен произойти до 1 сентября.
Сделка сложная, она обременена существенными условиями с нашей стороны. Привлекая крупного зарубежного партнёра, мы рассчитываем прежде всего на привлечение передовых технологий, причём не только производства, но самой организации работы машиностроительной компании и управления сложными технологическими процессами. Передача таких технологий, их отработка в российских условиях оказались задачей более трудной, чем мы и наши французские коллеги рассчитывали на стадии предварительных переговоров. Тем не менее мы предполагаем получить конкретные результаты уже в текущем году. Наши французские парт-нёры, кстати, совсем недавно завершили реорганизацию своего производственного комплекса. Не воспользоваться их опытом было бы как минимум недальновидно.
Процессы взаимной интеграции зашли достаточно далеко. Уже создана совместная инжиниринговая компания; на протяжении нескольких месяцев в «Трансмашхолдинге» работает целая группа французских специалистов. Наиболее активно они участвуют в проекте создания двухсистемного пассажирского электровоза ЭП20, а также в программах модернизации производственных площадок холдинга и его организационной структуры.

– Какие первоочередные планы у ТМХ и Alstom по совместному развитию?
– Основной упор делается на совместную разработку новой техники, соответствующей современным требованиям и адаптированной к работе на РЖД. Мы надеемся, что, объединив опыт российских и французских специалистов, сможем в перспективе ближайших лет обеспечить наших традиционных потребителей принципиально новым продуктом, а затем и расширить свое присутствие на международном рынке. В качестве основного инструмента в этой работе будет выступать совместная с Alstom инжиниринговая компания «Технологии рельсового транспорта». Её главная задача на ближайшее время – создание двухсистемного пассажирского электровоза ЭП20.

– Как сейчас обстоят дела с созданием фирменных сервис-центров по обслуживанию продукции холдинга?
– Принципиальное решение о создании фирменных центров уже принято и согласовано с руководством ОАО «РЖД».
Мы считаем эту работу очень важной. Система фирменного обслуживания подвижного состава – это мировой стандарт работы современной машиностроительной компании. Являясь одним из крупнейших в мире производителей, мы не можем оставаться в стороне. В холдинге по теме создания сети фирменного сервиса работает целая группа экспертов во главе с заместителем генерального директора Виктором Ивановым.
Предполагается, что уже в нынешнем году начнут работать пилотные проекты. В депо Вихоревка будет организован фирменный сервис магистральных грузовых электровозов переменного тока 2ЭС5К «Ермак»; в депо Курск и Курбакинская – магистральных грузовых тепловозов 2ТЭ25К «Пересвет», в депо Калининград – маневровых тепловозов ТЭМ18ДМ и в депо Туапсе – магистральных грузовых электровозов постоянного тока 2ЭС4К «Дончак». В работе фирменных центров будет использоваться оборудование депо, планируется привлекать и проводить обучение сотрудников.
Затем будет происходить постепенное расширение сервисной сети. Нашей целью является создание центров фирменного обслуживания по всей стране, охват всех видов подвижного состава, которые выпускаются холдингом. При этом мы считаем важным взять под опеку и ту технику, которая была выпущена на заводах «Трансмашхолдинга» до образования компании, в том числе в советское время.
Мы считаем, что создание сети фирменного сервиса, усиление надзора со стороны предприятий-производителей приведут к росту качества обслуживания подвижного состава. Это в свою очередь будет способствовать повышению экономической эффективности его эксплуатации – за счёт сокращения затрат на внеплановые ремонты и уменьшения количества простоев.

– Претерпит ли изменения внутренняя структура холдинга? – Не претерпит. В ходе консолидации активов, произошедшей в 2006–2007 годах, мы специально стремились создать максимально простую структуру собственности, которая понятна и нашим партнёрам, и государственным контролирующим органам. Скажу больше – линия на повышение прозрачности компании будет продолжена. Сейчас идёт подготовка к внедрению бухгалтерской отчётности по МСФО.

Беседовала Юлия Алифанова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

Выбор редакции

Летний призыв