20 января 2020 16:14

Лунинский метод

Профессором паровозной науки называли сибирского новатора

Среди машинистов долгие годы существовало твёрдое убеждение, что заниматься ремонтом локомотива не их дело. О выявленных в рейсе неисправностях они писали в журнал и передавали его бригаде ремонтников. Одним из первых, кто нарушил это неписаное правило, стал старший машинист комсомольско-молодёжной бригады локомотивного депо Новосибирск-Главный Николай Лунин.

Самой судьбой Николаю Александровичу было предназначено связать свою жизнь с железной дорогой. Его отец-железнодорожник проработал на магистрали более 20 лет. В детстве его окружала типичная обстановка: стальная колея и оборотное депо перед окнами квартиры. Поэтому после школы он пошёл в ФЗУ, а оттуда – слесарем в локомотивное депо. Ездил помощником машиниста на паровозе. Потом ему доверили самостоятельно водить грузовые поезда. А когда в депо пришёл новый паровоз серии ФД20, руководство депо решило отдать его комсомольско-молодёжной бригаде Лунина.

Николай выделялся среди машинистов стремлением в совершенстве освоить конструкцию всех узлов паровоза. Ему и в голову не могло прийти, обнаружив какую-либо неисправность, звать на помощь слесарей. Они с помощником сами устраняли неисправность.

Как-то Николаю, готовившемуся к очередной поездке, сообщили, что рейс отменяется, так как его паровоз ставят на промывку. Лунин с помощником заглянул в цех. А мастер, увидев их, поинтересовался: не помочь ли пришли?
– Можно и помочь, – откликнулся Николай.

И через несколько минут вместе со слесарями в ремонтной канаве трудились паровозники. Утром начальнику депо принесли рапортичку об отремонтированных в ночную смену локомотивах, в ней значилась и лунинская машина.
– А эту когда успели подготовить? – поинтересовался он.
– Поездная бригада помогла, – доложили ему.

Лунинский паровоз встал в Новосибирске на вечную стоянку
Комсомольско-молодёжная бригада Лунина (а в её состав входили три машиниста, три помощника и три кочегара) решила после этого взять на себя значительную часть ремонта своего «железного коня». Часть работ выполняли прямо в пути и на станциях. А во время деповского ремонта включались в состав комплексной бригады. И даже установили рекорд: отремонтировали свой ФД за 1 час 55 минут, в то время как другие машины простаивали «на подъёмке» по 40–50 часов.

И на этом лунинцы не остановились. Они решили увеличить межремонтные пробеги, чтобы более эффективно использовать мощную машину. А вскоре выступили с очередной инициативой: повысить вес поезда и техническую скорость, а также экономить топливо в каждой поездке. Убедившись в надёжности машины, Николай отказался и от «толкачей» на перегонах с крутыми и затяжными подъёмами.

Первыми о почине, который назвали «лунинским методом», поведали журналисты «Гудка». А потом написала и «Правда». Имя молодого новатора из Сибири прогремело на всю страну. Перенять его опыт приезжали в Новосибирск паровозники с других железных дорог. Узнали о Лунине и за рубежом. Когда он приехал в составе советской делегации в Великобританию, в Уэльсе после встречи с шахтёрами к нему подошёл один из машинистов и сказал:
– Сибирь от нас далеко. И мы не знаем, какие тяжеловесные составы вы там водите. Вот бы своими глазами увидеть!
– Давайте я встану за правое крыло вашего паровоза, – улыбнувшись, ответил Николай, – а вы прицепите к нему два состава, пусть поезд будет вдвое тяжелее обычного.
– Вы не шутите? – послышались удивлённые голоса. А на следующий день английские газеты поведали миру сенсацию: «Сибирский машинист Николай Лунин провёл самый тяжеловесный поезд в Англии. Машинист-феномен!»

В предвоенном 1940 году «лунинский метод» получил широкое распространение на всей сети дорог. Его переняли около 7 тыс. паровозных бригад. Сам Николай Александрович со своим напарником довёл пробег локомотива от одного подъёмочного ремонта до другого с 30 тыс. до 62,7 тыс. км. При этом вместо 15 промывок котла потребовалось всего 9. В «Гудке» новатор писал: «Повысить межремонтные пробеги – это использовать главный резерв на железной дороге».

Незадолго до начала войны на Ворошиловоградском заводе выпустили 3000-й паровоз «Феликс Дзержинский». На заводском митинге было принято решение отправить его сибиряку Николаю Лунину. Он был в рейсе, когда его срочно вызвали к телефону и зачитали приказ, подписанный наркомом путей сообщения Лазарем Кагановичем: «Отмечая вашу ценную, замечательную инициативу по увеличению объёма ремонта паровоза, выполняемого силами паровозной бригады, НКПС наградил вас знаком «Почётному железнодорожнику» и передаёт вам юбилейный, 3000-й паровоз серии ФД».

А прежнюю машину Николая Лунина переоборудовали под бронепоезд. Бригада просилась на фронт вместе с ним. Но ей ответили: вы нужнее в тылу. А у бронепоезда была печальная судьба: он прибыл на станцию Пятихатки, когда фашисты уже бомбили её с воздуха. Машинист вывел свой бронепоезд в лоб вражескому эшелону. И, протаранив его, пустил состав с техникой и фашистами под откос. А сам геройски погиб.

Фашисты рвались к Москве. В ноябре 1941 года Лунину поручили доставить в столицу тяжеловесный состав с углем весом 5000 тонн (при норме 1200). В пути на паровозе провалилась плита. Обычно в таких случаях бригада гасит топку и просит помощи. Но уголь ждали в замерзающей Москве. И Лунин, облившись водой, сам полез в топку, проведя две минуты, показавшиеся его помощнику вечностью, в огнедышащем аду.

После этого рейса он и его товарищи обратились в Наркомат путей сообщения с просьбой разрешить организацию сдвоенных кольцевых маршрутов от Кузбасса до Москвы и далее до прифронтовых дорог. И 24 января 1942 года в столицу отправились три тяжеловесных состава с углем. Это позволило выявить резервы пропускной способности железных дорог Сибири и Урала. За эти рейсы сибирскому новатору присудили Государственную премию СССР.

Большую часть полученных денег Николай Александрович перевёл на строительство подводной лодки «Новосибирский комсомолец» и детского дома для детей тех, кто погиб на фронте. А на остальные закупил эшелон угля для Сталинграда. И привёл его вовремя – там без топлива стояли 15 локомотивов.

В ноябре 1943 года Николаю Лунину было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Машинисту пришла телеграмма от Сталина: «Примите мой привет и благодарность правительства Союза ССР за проявленную заботу о восстановлении Сталинграда». А вскоре ему вручили и второй знак «Почётному железнодорожнику».
– Я читаю лекции по паровозному делу около 30 лет. Но никогда не мог предположить, что рядовой машинист так сумеет поднять КПД старого паровоза! – не скрывал своего восхищения профессор Томского института инженеров транспорта Николай Карташёв. И пригласил его прочитать курс лекций студентам.
– Вот кто у нас настоящий профессор паровозного дела! Он своими руками нашу науку обновил, – представил он Лунина будущим инженерам.

За годы войны знатный паровозник перевёз около 600 тыс. тонн грузов, сэкономив при этом 850 тыс. тонн угля, и сберёг на ремонте 75 тыс. руб. Огромные по тем временам средства! Его почин подхватили 45 тыс. железнодорожников. На сети дорог действовало более 2 тыс. школ передового опыта, в которых изучались новые приёмы вождения поездов.

Сразу после Победы Николая Лунина откомандировали «на восстановление железных дорог Украины». А затем направили учиться в Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта. К тому времени он был уже автором двух учебников: «Как сократить объём промывочного ремонта. Наш опыт ухода за паровозом» и «Практика эксплуатации паровозов. Опыт лунинцев Новосибирского депо». Вуз окончил с отличием. А в 1951 году ему было присвоено звание директора-полковника. Затем он работал начальником Сумского отделения, заместителем начальника Московско-Рязанской железной дороги, начальником Московско-Рижского отделения Московской магистрали. Был депутатом Верховного Совета СССР.

Николай Лунин рано ушёл из жизни – в возрасте всего 53 лет – и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Время бежит быстро. Давно уже отправлены «на запасной путь» паровозы. Но «лунинский метод» не потерял своей значимости. Хранят в Сибири и память о прославленном земляке. На здании локомотивного депо установлена мемориальная доска. Есть в Новосибирске даже площадь Лунинцев. А именной паровоз ФД 21-3000 возведён на пьедестал на вечную стоянку. Короткая, но яркая жизнь Николая Лунина достойна того, чтобы служить примером для подрастающего поколения.

Владимир Чистов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

Выбор редакции

Летний призыв