20 января 2019 07:51

Укрощение скорости

Конструкторы ОАО МТЗ ТРАНСМАШ разрабатывают надёжную современную технику для подвижного состава ОАО «РЖД»

11 января 2011 года Специальному Конструкторскому бюро тормозостроения ОАО МТЗ ТРАНСМАШ исполнилось 60 лет.

Специалисты КБ особое внимание уделяют дизайну и надёжности тормозных приборов
У этого коллектива большая и интересная история. Первое конструкторское бюро завода образовали на базе КБ Военно-артиллерийского завода. Его сотрудники работали с чертежами тормозных изделий фирмы «Вестингауз», провели тщательную подготовку производства первых тормозных приборов, что позволило наладить серийный выпуск тормозов на данном заводе в ноябре 1921 года.

Народный комиссариат путей сообщения (НКПС) в 1926 году создал при тормозной группе Отдела тяги конструкторское бюро по автотормозам, которое разместилось на Московском тормозном заводе. Его руководителем назначили инженера Бронислава Карвацкого, выпускника Санкт-Петербургского политехнического института. Перед конструкторами поставили задачи усовершенствовать тормоз Казанцева и создать новый прямодействующий кран машиниста, позволяющий регулировать тормозное усилие и осуществлять ступенчатый отпуск. Их удалось решить уже к концу 1926 года.

В 1928 году КБ поручили разработать тормоз Ивана Матросова, схема которого обещала ряд преимуществ по сравнению с вариантом Казанцева. В результате был создан воздухораспределитель М320, который после многочисленных и тщательных испытаний решением Коллегии НКПС от 8 февраля 1931 года был принят в качестве типового на отечественных железных дорогах.

В тридцатые годы в КБ разработали главные направления развития автотормозной техники, приборы для локомотивов, вагонов и первых в нашей стране метропоездов.

В годы войны были созданы и испытаны пассажирский воздухораспределитель, срывной клапан и дверной воздухораспределитель для тормозной и пневматической систем вагонов.

В первые послевоенные годы объём работ не уменьшился. Были созданы и внедрены в серийное производство воздухораспределитель вагонов метро, воздухораспределитель для думпкаров, ускоритель экстренного торможения, воздухораспределитель МТЗ-135 и камера для него, электропневматический клапан автостопа ЭПК-150, многие другие приборы.

А 11 января 1951 года Совет Министров СССР принимает постановление «Об изготовлении и испытании опытных конструкций новых типов автотормозного оборудования подвижного состава железнодорожного транспорта». В одном из пунктов этого документа Министерство транспортного машиностроения обязали «организовать на базе существующего КБ Московского тормозного завода… специальное конструкторское бюро по тормозостроению…» Так появилось Специальное Конструкторское бюро тормозостроения (СКБТ).

Номенклатура изделий, разработанная в нём в последующие 10 лет, включала воздухораспределители, краны машиниста, автостопы, приборы метрополитена и многое другое.

В СКБТ создали и передали на Первомайский тормозной завод авторежимы и авторегуляторы, на Тверской вагонзавод – концевые краны, на Белевский завод – тормозные раскатные стальные цилиндры, на заводы Одессы и Луганска – блокировки для локомотивов.

В бюро работали известные изобретатели В.А.Гринио, Т.Е.Шавгулидзе, Л.А.Гнутов и др. Многие годы его возглавлял выдающийся учёный – тормозник Г.М.Боровский. Его ученики и последователи Н.Н.Перов, Е.А.Егоренкова, А.А.Лоскутов, Р.И.Козюлина, Ю.М.Коноплев, В.Н.Роднова и другие внесли большой вклад в разработку и совершенствование многих тормозных приборов. Большую помощь в разработке этих изделий оказывали учёные ЦНИИ МПС В.Ф.Егорченко, В.М.Казаринов, Е.В.Клыков.

Вся основная тормозная продукция защищена авторскими свидетельствами и патентами. В 1966 году на заводе организовали патентное бюро. При непосредственном участии его руководителя Раисы Козюлиной было защищено более 200 изобретений, получены патенты в Чехословакии, Германии, Франции, Швейцарии. Сейчас эта работа успешно проводится в странах СНГ.

В 50–60-е годы в нашей стране впервые в мировой практике был осуществлён грандиозный проект по переходу на электропневматические тормоза (ЭПТ) в пассажирских поездах. Возглавляли эти работы учёные ЦНИИ МПС Н.А.Албегов, В.Ф.Ясенцев и специалисты СКБТ. Вся электропневматическая тормозная аппаратура для вагонов и локомотивов разрабатывалась в СКБТ и до сих пор успешно выпускается на заводе. В 60-х годах был разработан комплекс приборов ЭПТ для грузовых поездов на базе воздухораспределителя 371. В 1969 году на Закавказской дороге его успешно испытали в 80-вагонном поезде при участии многих зарубежных специалистов.

В конце 70-х годов на заводе разработали новое поколение грузовых воздухораспределителей типа 483 под научным руководством профессора Владимира Иноземцева. После успешных испытаний начался выпуск этих приборов для всех вагонов и локомотивов.

При участии института ЦНИИТмаш техническими службами ОАО «Трансмаш» в 80-е годы начат переход на выпуск корпусных деталей из лёгких алюминиевых сплавов, что позволило значительно повысить качество, надёжность и технологичность изделий.

Научно-исследовательские институты НИИРП и ВНИИЖТ (ЦНИИ МПС) с помощью сотрудников заводского КБ разработали и внедрили в производство новые марки морозостойких смазочных масел и резины для тормозных деталей, что гарантирует работу новых приборов в интервале температур от плюс до минус 60 градусов.

Конструкторы завода совместно с ВНИИ вагоностроения создали тормозные системы для уникальных транспортных средств, в т.ч. миксеров грузоподъёмностью 400 и 150 тонн для перевозки жидкого чугуна, опытного самоходного вагона-лаборатории с реактивной тягой, развивающего скорость до 250 км/ч.

Специалисты СКБТ совместно с немецкой фирмой «Кнорр-Бремзе» разработали конструкцию воздухораспределителя 483-КЕ, отвечающего всем требованиям европейских железных дорог России и стран СНГ.

Новые идеи и разработки исследуются на заводе в экспериментальной лаборатории, а изготавливаются в опытном цехе завода. Здесь начал свою трудовую деятельность учеником слесаря бывший генеральный директор ОАО МТЗ ТРАНСМАШ Анатолий Егоренков.

Для скоростных поездов РТ и ЭР200 конструкторы создали совершенно новый пассажирский воздухораспределитель 371, систему приборов пневматического рессорного подвешивания и противоюзное устройство.

В начале 1990-х годов СКБТ возглавлял Владимир Смелов. Тогда начали разрабатывать новые приборы и комплексы – кран машиниста 130, УКТОЛ и УКТОЛ-Г.

В последние годы в КБ под руководством кандидата технических наук генерального конструктора Сергея Чуева создают перспективные тормозные системы и приборы, отвечающие самым современным требованиям. Среди них модули Е.300Т для электровоза ЭП20 и Е.311 для тепловоза с асинхронным приводом 2ТЭ25А. Для серийных пассажирских вагонов разработан блок ЛК.242, а для грузовых – серия воздухораспределителей 483А. В них предусмотрена диагностика тормозного оборудования, причём как оперативная в движении подвижного состава, информирующая машиниста о состоянии тормозов, так и диагностика, предназначенная для ремонтного персонала депо. Значительное внимание уделяется эстетике оборудования, устанавливаемого на подвижной состав, при этом особое внимание обращается на внешний вид и удобство эксплуатации приборов, установленных в кабине машиниста.

Развитие современных тормозных систем невозможно без применения микропроцессорных средств управления и диагностики. Поэтому в КБ развивают конструкторскую и лабораторную базы по созданию электронных систем управления тормозами.

Для магистральных локомотивов разработана тормозная система пассажирского локомотива ЭП20, который будет производиться на Новочеркасском электровозостроительном заводе. Она имеет модульную конструкцию, в которую входят все компоненты тормозной системы локомотива. Создан модуль тормозного оборудования Е.311 для магистрального тепловоза 2ТЭ25А с асинхронным приводом производства Брянского машиностроительного завода. Он же предназначен для магистрального тепловоза 2ТЭ25К с коллекторным приводом.

По заданию старшего вице-президента ОАО «РЖД» Валентина Гапановича сейчас ведутся работы по созданию дистанционного крана машиниста 230Д с функцией распределённого управления тормозами поезда. В конце 2009 года были проведены заводские испытания макетного образца. В настоящее время изготавливаются опытные образцы для проведения эксплуатационных испытаний.

В 2009 году была разработана концепция тормозной системы для моторвагонного подвижного состава, дизель-поездов и скоростных поездов, изготовлены и проведены заводские испытания отдельных электропневматических блоков, входящих в систему.

Для тормозной системы новых вагонов метрополитена серии 760/761/762 разработаны, изготовлены и прошли заводские испытания блоки электропневматических приборов усл. № 076 и 077. Они уже проходят эксплуатационные испытания.

Андрей Владимиров

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Выбор редакции

Летний призыв