22 ноября 2019 02:57

Судят за еду

Набор питания в поезде изучает ФАС

Управление ФАС по Нижегородской области пытается в судебном порядке наложить штраф в 100 тыс. руб. на ФПК за продажу в вагонах повышенной комфортности продуктовых наборов. Компания не согласилась с вердиктом службы, оспорив решение в судебном порядке.

История началась в апреле 2010 года, когда в УФАС поступили заявления от 6 граждан о неправомерной продаже билетов на поезда дальнего следования «Буревестник» с дополнительными услугами. Представители службы провели мониторинг продажи билетов по маршруту Нижний Новгород – Москва – Нижний Новгород и посчитали, что ОАО «ФПК» нарушает антимонопольное законодательство.

По оценке УФАС, вагоны повышенной комфортности отличаются от вагонов без дополнительных услуг только продуктовым набором, стоимость которого включалась в цену билета. В июле 2011 года в адрес ОАО «ФПК» было направлено предписание, обязывающее обеспечить гражданам право на проезд без услуг сервиса в поезде «Буревестник-2», после чего в апреле 2012 года ОАО «ФПК» был назначен штраф в размере 100 тыс. руб. ФПК с решением УФАС не согласилась и оспорила его в арбитражном суде, который, тем не менее, принял сторону антимонопольного ведомства. В настоящее время дело о правомерности наложения на ОАО «ФПК» штрафа находится на рассмотрении Арбитражного суда города Москвы.

По словам заместителя начальника Правового управления ОАО «ФПК» Оксаны Петерниной, требование по гарантированному обеспечению набором питания при обслуживании пассажиров в вагонах повышенной комфортности было установлено ещё указанием МПС от 13 мая 1996 года. Кроме того, приказом Минтранса от 9 июля 2007 года был утверждён Порядок предоставления пассажирам комплекса услуг, стоимость которых включается в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности.

«Наша позиция сводится к тому, что обеспечение набором питания является обязательным требованием к набору услуг, предоставляемых пассажирам в вагонах повышенной комфортности, – рассказала она «Гудку». – Требования установлены органами исполнительной власти. Следовательно, непредоставление набора питания будет означать необеспечение гарантированного уровня сервисного обслуживания». Отметим, УФАС по Нижегородской области не рассмотрело возможности проезда граждан на иных поездах, а также не учло, что у жителей Нижнего Новгорода имеются возможности добраться до Москвы иными видами транспорта. «Антимонопольное ведомство не может выполнять пожелания нескольких граждан в отношении отдельно взятого поезда, а обязано надзирать за защитой конкуренции», – отметила Оксана Петернина.

«Мониторинг показал, что билеты в вагоны без питания раскупались гражданами в первую очередь, – говорит начальник отдела контроля экономической концентрации УФАС по Нижегородской области Ирина Кошелева. – И за несколько дней до отправления поезда приобрести билет без предоплаченного рациона питания было невозможно. Каждый поезд имел свою схему соотношения вагонов, тем не менее, в каждом поезде вагонов с питанием было в три раза больше, чем вагонов без питания».

Между тем позиция УФАС вызывает вопросы. Ведь никто не мешает пассажирам покупать билет заранее.

И ФПК не согласилась с полученными УФАС результатами, сославшись на односторонний порядок мониторинга. «Достоверность данного анализа не может быть подтверждена в настоящее время, в связи с чем он не мог являться надлежащим доказательством по делу, – сообщили в пресс-службе ОАО «ФПК». – Кроме того, на момент рассмотрения дела судом первой инстанции билеты в вагоны без дополнительных услуг имелись в наличии. А решение вопросов о порядке формирования составов пассажирских поездов дальнего следования базируется на системном анализе данных о пассажиропотоке. В направлении Нижний Новгород – Москва – Нижний Новгород ежедневно курсируют 102 вагона повышенной комфортности и 106 альтернативных вагонов, что даёт пассажиру возможность выбора. Кроме того, при планировании поездок он может сократить свои расходы за счёт приобретения билета в период ежегодного снижения цен. Также снизить стоимость проезда можно, купив билеты из пункта отправления по предварительному заказу за 45–10 суток до даты поездки за счёт выбора категории поезда, типа и класса вагона».

Кроме того, в Управлении организации питания ОАО «ФПК» с причастными службами рассматриваются вопросы по предоставлению пассажирам всех типов вагонов услуги «предоплаченное питание». Однако время реализации услуги пока неизвестно, поскольку такие решения требуют немалых инвестиций в установку терминалов, разработку программного обеспечения, разработку технологии предоставления питания по выбору пассажира.

Валерия Лобко


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Выбор редакции

Летний призыв