25 октября 2021 17:45

Разглядев музыку и услышав танец

Пермский академический театр оперы и балета им. Чайковского показал на сцене Большого театра в Москве спектакль «Видеть музыку», вошедший в программу фестиваля «Золотая маска».

Этот спектакль состоит из четырёх одноактных балетов трёх современных хореографов Каэтано Сото, Дагласа Ли и Луки Веджетти. Название «Видеть музыку», под которым они объединены, дань выдающемуся хореографу Джорджу Баланчину. «Видеть музыку, слушать танец» было его творческим кредо. Когда сюжет отходит на второй план, а движение становится производным музыки.

Отсутствует сюжет и в балетах спектакля, за исключением постановки «Рутина». Объединяет их музыка, она печальна, иногда драматична. Общую тональность спектаклю придаёт свет, то зыбкий, то серебристый, то как лёгкое марево укрывающий танцовщиков.

Балет «Неровности» Каэтано Сото передаёт состояние неопределённости, дисбаланса. Это подчёркивает и сценография балета. Часть площадки белая, будто приподнята по углам и напоминает лоскут. А разве не так рвётся на части жизнь человека, переживающего сложный психологический период? Движения артистов – нескольких пар мужчин и женщин – заострены, как стрелы, которые, стремясь вверх, падают вниз.

Другой балет – «Рутина» – этого же хореографа имеет довольно смешной сюжет. Мужчина и женщина, проснувшись утром, не могут найти носок, они ссорятся, упрекают друг друга. Работа Луки Веджетти имеет весьма грозное название «Медитация на тему насилия». Но пугаться не стоит, это скорее попытка погрузиться в глубины нашего сознания, связанные с творчеством.

Пожалуй, наименее печален и наиболее поэтичен балет «Воспоминания». Его хореограф Даглас Ли, номинированый на «Золотую маску», отсылает нас к прошлому. Но прошлое – это не события, а ткань, в которой за одной ниточкой тянется другая. Музыка балета принадлежит одному из самых востребованных современных композиторов – Гэвину Брайерсу. Она медитативна, плавна, а танцовщики послушны ей. Вначале это почти классический танец. Но незаметно его рисунок становится всё современнее, но не агрессивнее. Нельзя не отметить в этом балете работу Натальи Моисеевой, которая является номинантом нынешней «Золотой маски».

Все балеты спектакля «Видеть музыку» поставлены в нашей стране впервые. Нельзя сказать, что они шедевры. Но это, безусловно, интересный опыт театра, который позволил публике увидеть, как развивается западная современная хореография. И что ценно, танцовщики сделали это с тем уровнем свободы, который отличает вдохновение и мастерство.

Вера Лазарева

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30