25 октября 2021 16:21

Тропой Маресьева

Раненый советский лётчик Алексей Маресьев был найден в лесу у деревни Плав в Новгородской области. Это произошло 4 апреля 1942 года, 70 лет назад. Он полз к своим 18 суток. Его мужество, феноменальная сила духа вызвали и вызывают восхищение у миллионов людей из всех стран мира, узнавших, что после этого он снова поднялся в небо.

Алексей Маресьев со своими спасителями Александром Вихровым (слева) и Сергеем Малиным (справа)
Когда я работал начальником Бологовской дистанции пути на Октябрьской железной дороге, мои дочери ходили в железнодорожный детский сад. Их принимала добрая нянечка Ольга Михайловна Сергеева. Мало кто знал, что именно она спасала найденного в прифронтовом лесу лётчика. Это её руки смазывали гусиным жиром безнадёжно отмороженные ноги истощённого молодого лейтенанта. Именно она отпаивала его молоком.

В один из выходных дней мы совершили поездку «по местам боевой славы». Я взял сына Ваню, и теперь он с гордостью рассказывает сверстникам, что встречался со спасителями Маресьева и был в лесу там, где нашли лётчика.

Дело было так. Один из местных жителей решил посмотреть, не сожгли ли его дом немцы. Лесными тропами он перешёл линию фронта и тайно навестил свою деревню. Уже возвращаясь обратно, услышал стон и увидел под елью человека. Но подходить не стал. А вдруг это немецкий шпион? Рассказал обо всём председателю колхоза Михаилу Вихрову.

И тот вместе с вернувшимся с фронта сыном Александром и соседом Сергеем Малиным поехал в лес за раненым.

Под елью лежал «худющий» лётчик в комбинезоне. Вихров строго спросил:
– Ты русский?
– Русский я, русский. Меня сбили на самолёте. Спасите.
– А ну брось пистолет!..

Алексей вялым движением отбросил оружие. В обойме у него оставалось всего три патрона. Два для врагов, один для себя...

А далее рассказывает Ольга Михайловна:
– Привезли лётчика в наш дом. На второй день истопили баню. Папа отнёс «на крукишках» Алексея в баню, где его хорошо отпарили, отмыли наросшую за две недели коросту. Переодели в деревенское чистое бельё. Но ноги оказались перебиты и обморожены.
«Белые-белые, как творог», – говорил Александр Вихров. Ольга отпаивала молоком молодого офицера, смазывала ноги жиром. Алексей стал звать её Варей. Она спросила его: «Почему не зовёшь Ольгой?»

Алексей сказал, что она напоминает ему любимую девушку Варю, которая осталась в Камышине. Так сначала в книге, а потом и в фильме появилась не Оля, а Варя.

Через два дня за раненым лётчиком прилетел самолёт...

На месте, где он был найден, местные следопыты установили памятную плиту с надписью: «Здесь в феврале 1942 года после многодневной борьбы за жизнь был найден советский лётчик Алексей Петрович Маресьев». Но на плите ошибочно указали: «в феврале». Когда мы встретились с Алексеем Петровичем и я показал ему фотографию плиты, он на обратной её стороне собственноручно написал: «Был найден 4.04.1942 года. Подтверждаю 9.12.1999 года. А.Маресьев». Теперь эта любительская фотография хранится у нас дома как редчайшая реликвия.

Интересна и история книги о Маресьеве. На фронт прибыл корреспондент газеты «Красная звезда» Борис Полевой. Бои были в разгаре, и командир полка не знал, как отвязаться от настойчивого журналиста. Но вот приземлился самолёт Маресьева. В тот день он уже второй раз поднимался в воздух и за два вылета сбил по одному самолёту. Командир полка решил не испытывать судьбу лётчика в третий раз.
– Иди к Маресьеву. Бери интервью у него.

Полевой описывает, что из кабины вначале вылетела «палка», потом полевая сумка, а затем как-то неуклюже, по-медвежьи, вывалился усталый человек. Они пришли в землянку. Маресьев сказал, что за каждый сбитый самолёт лётчику полагается пятьсот граммов спирта. Пошутил: «Одного литра такого напитка для одного будет многовато» – и предложил гостю угощение. Вечером стали укладываться на ночлег. Журналист уже почти уснул, но услышал какой-то грохот. И не поверил своим глазам: из-под нар Маресьева торчали… ноги. Сон как рукой сняло. Он понял, что встретил уникального человека, который воюет с врагом без ног.

Стал расспрашивать Алексея о том, как был сбит в небе над Валдаем, как полз по снегу 18 суток к своим. И всю ночь записывал в тетрадке рассказ героя.

Написал очерк в газету. Он долго не выходил. Борис позвонил редактору, а тот его спрашивает:
– Слушай, Борис, ты случаем не работаешь у Геббельса в помощниках?

У Полевого после такой шутки похолодело сердце.
– Что за вопрос? Что случилось?
– Понимаешь, Боря, совсем недавно Геббельс заявил, что Советы разгромлены, они уже в бой посылают стариков и инвалидов. Ты понимаешь, какой подарок мы сейчас сделаем ему? Давай отложим очерк до Победы. А потом книги о таких героях напишем.

Объективно редактор был прав. Книгу о Маресьеве Борис Полевой напишет в 1946 году.

Кстати, звание Героя Советского Союза Алексей получил в 1943 году, а не после выхода книги. За рубежом были попытки и других лётчиков взлететь в небо без ног. Но ни у кого не получилось. Это смог сделать только наш Алексей Маресьев. Кстати, до того как его сбили, он уничтожил 4 вражеских самолёта, а потом – уже без ног – ещё 7 (семь!) фашистских «стервятников».

В апреле 1998 года в ЦДКЖ председателем Центрального совета ветеранов войны и труда МПС России Иваном Родионовым была организована встреча железнодорожников с прославленным героем.

В зале собрались около 500 человек. Приехал даже министр путей сообщения Николай Аксёненко. На встречу с героем-лётчиком пришли Герои Социалистического Труда Елена Чухнюк и Виталий Соснин, Герой Советского Союза Ефим Березовский, бывший министр путей сообщения СССР Николай Конарев и другие.

Николай Аксёненко, вручая Алексею Маресьеву золотые часы, даже расчувствовался:
– Я даже и думать не мог, что когда-нибудь пожму руку такому замечательному человеку…

А Елена Чухнюк от имени всех железнодорожников преподнесла герою большой букет цветов.

Алексей Маресьев поблагодарил железнодорожников за тёплую встречу, а затем минут тридцать, стоя на сцене, рассказывал о войне, о подвиге, о послевоенной жизни. Мы сняли тогда фильм и предложили показать его по Центральному телевидению. Но в Останкино заявили, что покажут, если мы... за это заплатим.

В 2001 году мы готовились к празднованию 85-летия Алексея Маресьева. Он в то время работал первым заместителем председателя Совета ветеранов Вооружённых сил. И я решил устроить встречу Ольги Михайловны Сергеевой, «девушки Вари», с Алексеем Петровичем. Они не виделись 59 лет. Я обратился к руководству Московско-Рязанского отделения дороги с просьбой разрешить на служебной «Волге» привезти её в Москву. Исполняющий обязанности начальника отделения Павел Иванов не на шутку удивился: как, ещё жива та «девушка», которая ухаживала за легендарным лётчиком? И подписал разрешение.

Привезли Ольгу Михайловну из Бологого в Москву, в Театр Российской армии. Полный зал гостей собрался поздравить великого лётчика с юбилеем…

Но встрече не суждено было состояться.

Сердце Алексея Петровича не выдержало именно в этот день. Он умер за час или два до начала торжества в театре. Когда об этом сообщил ведущий, многие заплакали. А на сцене одиноко стоял самолёт с пятиконечной звездой на фюзеляже. В тягостном состоянии мы поднялись с Ольгой Михайловной на сцену, и она положила на крыло букет цветов, которые предназначались Маресьеву.

Похоронили лётчика-героя на Новодевичьем кладбище. У меня взяли интервью телевизионщики, и я предложил организовать «Тропу Маресьева» и создать его мемориал. Почему «Дом сержанта Павлова» в Волгограде сохранён, помнят люди и Байконур, с которого стартовал в космос Гагарин, а про место подвига Маресьева почти никто не знает? А там ведь можно устраивать всероссийские слёты туристов и следопытов. Кстати, ещё не найден его самолёт. Ольга Михайловна рассказывала, что сразу после войны из местных болот вытащили несколько винтокрылых машин. Но все были с погибшими лётчиками. А где же самолёт Маресьева? И сколько тайн ещё хранят поля брани?

Одно только прикосновение к этим тайнам, посещение святых мест сделает многое для воспитания патриотизма. Кстати, в 2010 году Московское отделение Октябрьской дороги организовало поездку молодых железнодорожников по «Тропе Маресьева». Меня попросили рассказать им об участниках спасательной «операции». Хочется, чтобы потомки знали, помнили своих героев и воспитывали детей на их примере. Чтобы не были мы «иванами, не помнящими родства».

Анатолий Иванов,
почётный железнодорожник


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30