25 октября 2021 15:35

Отцы, дети и соцсети

Социальные сети в Интернете давно стали атрибутом повседневной жизни. Сегодня дети взрослеют в виртуальном пространстве вопреки всем ограничениям.

Мама 12-летнего Саши Бочевского из Твери всерьёз обеспокоена переменами в поведении чада: «Захожу к сыну в комнату, как в секретный штаб: постоянно какие-то чаты, уведомления, десяток «окон» открыты, то ролики какие-то смотрит, то картинки сомнительного содержания разглядывает, но стоит мне войти, всё сразу закрывает, толком и не поймёшь. Говорит, общается с друзьями, да кто их, тех друзей, видел – даже одноклассники заходить в гости перестали. Попробовала как-то в его отсутствие посмотреть, что там и как, – всё закрыто паролями, не прорваться». Мама семиклассницы Юли Сафоновой из Ульяновска тоже не в восторге от перемен: «Дочь перестала гулять и забросила учёбу – приходит из школы, закрывается в комнате, выходит только к холодильнику и как зомби возвращается к себе в комнату – «тусит» в социальных сетях».

По данным Фонда развития Интернета, 80% российских детей имеют профили в социальных сетях, из них 90% сидят «ВКонтакте». Это сеть не для родителей – взрослые предпочитают «Одноклассников», поэтому в онлайне отцы и дети редко пересекаются. Директор Фонда развития Интернета, член-корреспондент Российской академии образования Галина Солдатова советует родителям как можно раньше становиться «френдами» своих детей. «Важно сделать это в тот возрастной период, когда дети нуждаются в этом, когда авторитет родителей ещё имеет вес. Родители в качестве значимых людей опережают в этом сверстников до 12 лет. В этот период есть шансы укрепить свой авторитет и навсегда остаться для ребёнка значимым близким человеком, без совета которого не сделает важных шагов в жизни», – говорит она.

Но на пути родителей в соцсети есть большие проблемы – в первую очередь «цифровой разрыв» между поколениями. Сегодня даже молодые родители менее компетентны в использовании интернет-технологий, и в частности, социальных сетей, чем их дети. Технические средства контроля тоже не дают ощутимого эффекта – ребёнок быстро учится обходить эти запреты. К этому моменту у него должны появиться свои способы выхода из трудных ситуаций, которые часто возникают в Интернете и бывают связаны с рисками самой разной природы – коммуникационными (проблемы общения через Интернет), контентными (содержание тех сайтов, которые посещают дети), электронными (различные вирусы и черви) и потребительскими (мошенничества и несанкционированные интернет-покупки).
«Подглядывать за ребёнком, как через замочную скважину, нельзя, но чтобы общаться на равных, нужно соответствовать его уровню. Надо потратить время, чтобы разобраться в этом, грамотно настроить свой профиль, сделать свою страничку интересной», – отмечает Галина Солдатова. По её словам, родители должны понимать, что о соцсетях нужно говорить с полным сознанием того, что это часть реальной жизни ребёнка столь же значимая, если не больше, чем и все остальные. За ужином родители спрашивают, «как дела в школе», и часто даже не догадываются, что самое главное происходит в социальной сети.

Интернет для детей не столько источник информации, как для взрослых, сколько инструмент коммуникации, и эта коммуникация нередко полна опасностей. В частности, интернет-общение может быть связано с сексуальными домогательствами, и в социальных сетях это процветает махровым цветом. Ещё одна угроза – кибербуллинг. Этим термином специалисты определяют систематическое направленное агрессивное поведение по отношению к более слабым, уязвимым детям в социальных сетях, травля, унижения, оскорбления. Это не новая проблема для школьной среды, но в социальных сетях она приобретает особый размах – каждый четвёртый ребёнок сталкивается с буллингом в онлайне или офлайне.

Дети в социальных сетях общаются с незнакомцами, 40% ребят встречаются с ними. С родителями эти вопросы ребёнок не обсуждает, а ему могут угрожать, требовать от него каких-то встреч и обязательств, принуждать в чём-то участвовать, и он не знает, как себя вести в таких ситуациях. 20% детей имеют в социальных сетях более 100 «френдов», и в этом списке может быть кто угодно. «При этом родители могут думать, что друзья ребёнка – Маша-одноклассница и Вася – сосед по лестничной клетке, но онлайн-общение «перевешивает» реальное. Родители должны разобраться, кто эти друзья, проверить, насколько опасны могут быть эти контакты», – предупреждает Галина Солдатова. По её словам, у 30% детей профиль в соцсети открыт полностью, нет никаких ограничений на просмотр, 80% указывают фамилию, 75% размещают реальное фото, 65% – номер школы, 60% – точный возраст, 25% – номер телефона, 20% – адрес. При общении в соцсетях дети получают негативный опыт, становятся осмотрительнее, закрывают свои странички от посторонних глаз. Главное, чтобы этот опыт накопился до того момента, как виртуальные проблемы выльются в реальные.

Не лишним будет выяснить, в каких сообществах ребёнок состоит в социальных сетях. Дети сходятся по интересам, но интересы эти не всегда позитивные – во многих соцсетях большое количество групп, связанных, напрямую или косвенно, с суицидом, порнографией, наркотиками, жестокостью, анорексией. Дети обсуждают интересующие их явления со сверстниками, активно делятся своим опытом. Они часто имеют проблемы в реальной жизни и убегают в соцсети, получают там новую информацию и новые проблемы.

Как отмечает Галина Солдатова, нельзя закрывать Интернет от детей – некоторые родители думают, что чем позже чадо придёт в сеть, тем лучше. Но сейчас даже федеральные образовательные стандарты для начальной школы предполагают, что ребёнок, говоря языком взрослых, уже «опытный пользователь» компьютера и Интернета. Детям нужны социальные сети – Интернет способствует формированию социального капитала ребёнка сегодня и на будущее. Главное, чтобы эти сети были позитивными, интересными, правильными и безопасными, и качество этих сетей во многом зависит от помощи родителей.

Поведение детей в социальных сетях отличается вольностью, нередко переходящей рамки приличия. Дети хорошо разбираются в настройках приватности и часто этим пользуются, если не хотят, чтобы родители видели какую-то информацию, не предназначенную для нежных родительских глаз. Не стоит думать, что дети наивны и безобидны сами по себе – если каждый четвёртый был жертвой буллинга, то каждый пятый был агрессором. Интернет-среда – отражение того, что происходит в обществе и в семье. Может показаться, что в соцсетях всё немного понарошку – одно дело сказать в лицо человеку, что он дурак, и совсем другое – написать незнакомцу в Интернете, но когда это делается часто, это становится стилем поведения и в реальной жизни, поясняет Галина Солдатова. В любом случае это важный сигнал, и нельзя ограничиваться наказаниями, контролем или наставлениями. Крайне важен, хотя дети и отрицают это, личный родительский пример доброго, порядочного отношения к окружающим.
«Для родителей важно быть «на уровне» и адекватно понимать происходящее, – предупреждает Галина Солдатова. – Общение с собственным ребёнком в соцсетях – большая работа, и чем раньше родители за неё возьмутся, тем больше шансов сохранить и укрепить родительский авторитет».


Справка «Гудка»
Бесплатная линия помощи «дети онлайн» – служба телефонного и онлайн-консультирования по проблемам безопасного использования Интернета:
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30