20 января 2020 19:05

Монолитный грунт

Учёные предложили метод укрепления насыпей современными полимерными материалами

На Экспериментальном кольце ОАО «ВНИИЖТ» в подмосковной Щербинке прошли испытания железнодорожного полотна, укреплённого полифилизаторами.

Добавление новшества в полотно устраняет пучение грунта зимой
Как рассказал доцент Петербургского государственного университета путей сообщения Алексей Колос, полученный учёными на основе битума новый материал полифилизатор позволяет обеспечить стабилизацию грунта в железнодорожных насыпях, поскольку он ускоряет естественный процесс окаменения всех видов пород.

По расчётам специалистов, его применение на отечественных магистралях повысит безопасность движения, так как снизится вероятность деформации полотна пути под воздействием талых вод и других факторов.

Недавно в Московской области был открыт завод по выпуску данного строительного материала в промышленных масштабах для нужд транспортного строительства. Его уже начали широко внедрять при ремонте и возведении новых автомагистралей. А возможность применения новшества на железных дорогах проверили на Экспериментальном кольце ОАО «ВНИИЖТ».

В ходе испытаний по путевому полотну, укреплённому по предлагаемой учёными технологии, двигался опытный поезд, состоящий из локомотива ВЛ80 и нескольких вагонов с различной нагрузкой на ось. Деформацию грунта при этом фиксировали высокоточные измерительные приборы, размещённые непосредственно в насыпи.

По словам Алексея Колоса, полученные в ходе экспериментов результаты позволяют сделать вывод о том, что в конструкции железнодорожного пути, укреплённого полифилизаторами, более равномерно распределяются вертикальные нагрузки от поезда, чем в стандартной.

Значительно улучшается водно-тепловой режим земляного полотна, снижается или полностью устраняется морозное пучение грунта за счёт того, что его водонасыщение не превышает 1,5%.

При применении новшества частицы глины и песка превращаются в монолитную массу с заданными физико-механическими свойствами.

Кроме того, битумные полифилизаторы устраняют способность пылеватых грунтов активно взаимодействовать с влагой за счёт нейтрализации сил поверхностного натяжения воды. Благодаря этому значительно повышается несущая способность земляного полотна, что позволяет пропускать по таким линиям более тяжёлые поезда.

Поэтому данную технологию укрепления насыпей можно использовать на наиболее загруженных участках сети железных дорог. В частности, её уже опробовали на линии, проложенной к аэропорту Шереметьево.

Андрей Стрельцов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Выбор редакции

Летний призыв