18 января 2022 17:21

фото: Аркадий Шаповалов / Пресс-служба ОАО «РЖД»

Зимние расходы под контролем

На МЖД для прогрева подвижного состава применяют энергосберегающие технологии

На этой неделе в Московской дирекции моторвагонного подвижного состава завершили проверку работоспособности низковольтных источников питания для прогрева электропоездов, находящихся в ожидании работы на тракционных путях депо. В предстоящую зиму эта технология, позволяющая снизить энергозатраты при подготовке подвижного состава в рейс, получит прописку во всех шести моторвагонных депо, где обслуживаются поезда серии ЭД4М.
С приходом холодов встаёт вопрос прогрева электроподвижного состава, находящегося в отстое в ожидании работы. Особенно это актуально для электропоездов, которые имеют в своих головных вагонах туалетные комплексы. Чтобы они не замерзали, весь подвижной состав во время отстоя приходилось держать по сути в «горячем» рабочем состоянии. С прошлого года моторвагонниками взята на вооружение технология обогрева от низковольтных источников электропитания.

По словам начальника топливно-энергетического центра МЖД Максима Крайнова, технология использования колонок низковольтного питания применяется для обогрева экологически чистых туалетных комплексов при минусовых температурах. Её суть состоит в том, чтобы в зимнее время при отстое электропоездов на тракционных путях депо не затрачивать электроэнергию на собственные нужды поезда за счёт работы преобразователей и вспомогательных машин. Вместо этого обогрев ведётся через низковольтные источники питания благодаря нагревательным элементам, которые размещены в баке чистой воды, в баке-приёмнике под вагоном, а также в самом туалетном помещении.

Ещё несколько лет назад в ходе тестирования пилотного проекта специалисты центра совместно с моторвагонниками, оборудовав низковольтными источниками питания места отстоя электропоездов, доказали их эффективность. Правда, есть определённые ограничения в использовании данной технологии, поскольку низковольтными розетками для подключения питания оборудованы только поезда серии ЭД4М.
«В прошлый осенне-зимний период с использованием этой разработки удалось снизить непроизводительные затраты электроэнергии на прогрев моторвагонного подвижного состава на 1%, сэкономить более 57 тыс. кВт•ч. Но это далеко не предел её возможностей, – замечает Максим Крайнов. – Планируем, что с наступлением холодов технология будет использоваться во всех моторвагонных депо Московской дороги, куда заходят на отстой ЭД4М, – Железнодорожная, Раменское, Москва-2-Ярославская, Александров, Куровская и Домодедово».

В соответствии с планом мероприятий по подготовке к зиме, утверждённых и.о. главного инженера Московской дирекции моторвагонного подвижного состава, на этой неделе во всех моторвагонных депо МЖД завершена работа по проверке работоспособности низвокольтных источников питания и соединительных кабелей, проведён инструктаж персонала, причастного к данному производственному процессу.

Снижению энергозатратности зимнего перевозочного процесса способствуют и другие ресурсосберегающие технические средства. Так, зимой 2018–2019 годов для снижения непроизводительного расхода дизельного топлива на прогрев маневровых тепловозов Московской дирекцией тяги была внедрена система САЗДТ – запуска и остановки дизеля тепловоза без участия человека. Функционал системы позволяет оптимизировать затраты дизельного топлива при простое тепловозов в ожидании работы, а также их отстое при депо и в пунктах оборота. Именно на этом этапе эксплуатации тепловоз не производит полезной работы, попросту говоря, простаивает в «горячем» состоянии и потребляет дизельное топливо. Использование САЗДТ позволяет значительно уменьшить (до 8 тонн в год) непроизводительный расход дизельного топлива и масла тепловозами с одновременным поддержанием температуры теплоносителей в системах охлаждения и облегчает запуск дизеля посредством накопителя энергии. «Два года назад было множество нареканий по использованию данной системы, – говорит начальник топливно-энергетического центра. – Зато прошлой зимой после её отладки система показала свою эффективность: наработка устройства составила 7211 часов, что позволило сэкономить 67,6 тонны дизельного топлива на сумму почти 3 млн руб. Сегодня такими умными системами оборудованы 40 тепловозов».

По словам Максима Крайнова, на дороге ещё есть возможность для снижения затрат на покупку электроэнергии за счёт устранения сдерживающих факторов, среди которых восстановление неисправных систем рекуперативного торможения и работа с локомотивными бригадами.

Владимир Горелкин


Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31