07 декабря 2021 14:57

фото: Компания PKG

Нейротехнологии безаварийной работы

Как членов локомотивных бригад учат быть устойчивыми к монотонии

Использование нейротехнологий в обучении – актуальный тренд корпоративного образования. Крупные компании, в том числе ОАО «РЖД», на основе анализа психофизиологических особенностей работников корректируют программы подготовки и повышения квалификации, делая их более персонифицированными. Так, в начале года в Лихоборском подразделении Московского учебного центра профессиональных квалификаций (УЦПК) было проведено исследование функционального состояния машинистов в условиях монотонной работы, так называемого дорожного гипноза. Результаты свидетельствуют, что  обучающимся необходимо тренировать навыки стрессоустойчивости и устойчивости к монотонии. Сделать это можно, дополнив учебные тренажёры средствами биологической обратной связи.
По инициативе Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» в январе этого года эксперты компании PKG (специализируется на научных исследованиях и разработках в области естественных и технических наук) проанализировали навык устойчивости локомотивных бригад к монотонии. Причиной ряда транспортных происшествий по-прежнему остаётся человеческий фактор – в условиях монотонии (промежуточная фаза между состоянием бодрствования и засыпания) машинист может не осознавать факт снижения скорости своей реакции и способности адекватно реагировать на нештатную ситуацию.

Участниками эксперимента стали 10 обучающихся Лихоборского подразделения Московского УЦПК: пять действующих машинистов, повышающих классность, и пять помощников машиниста, обучающихся на машиниста.

На тренажёрном комплексе машиниста электропоезда ЭД4М они должны были несколько раз проехать по маршруту Москва-Казанская – Бронницы. Каждому на это давалось 6 часов – с 23.00 до 5.00.

На испытуемых было специальное психофизиологическое оборудование: шлем ЭЭГ, очки слежения за глазодвигательной активностью, пояс для отслеживания частоты и амплитуды дыхания, датчик частоты сердечных сокращений. За действиями участников следили эксперты PKG и учебного центра.

На первом этапе исследования фиксировалось состояние работников перед тренажёрной поездкой. В 23.00 каждый участник занимал комфортное положение, сидя в отдельном помещении, где нужно было по команде закрывать и открывать глаза.

Затем участники отправлялись в поездки. Одна из них проходила в условиях монотонной работы. Монотония достигалась за счёт ночного времени проведения исследования и затемнённой кабины тренажёра, сложных погодных условий на мониторе: имитировался снегопад. Обучающимся необходимо было подъехать к платформе и далее к знаку остановки первого вагона, а затем отправиться от платформы. Исследователи следили, контролируют ли испытуемые зеркала, путевую зону и зону приборной панели.

По результатам анализа «монотонной поездки» участников условно поделили на две группы. Так, одни находились в «затратном» функциональном состоянии, у них отмечались напряжение, повышенное сердцебиение и учащённое дыхание. «Системы их организма работали на излишне высоком уровне траты энергетических ресурсов. Данное состояние является опасным, так как при продолжительном течении приводит к запредельному торможению активности и отказу от выполнения трудовых функций. Из восстановительных мероприятий при затратном функциональном состоянии действенным будет только сон», – отметила генеральный директор компании PKG Ирина Кравченко-Рапацкая.

Другие работники показали «сниженное» функциональное состояние (замедленную глазодвигательную реакцию, снижение концентрации внимания и частоты сердечных сокращений). «Уход внутрь себя является негативным прогностическим показателем при возникновении нештатной ситуации, – подчеркнула Ирина Кравченко-Рапацкая. – Данное функциональное состояние характеризуется волнообразностью и при определённой стимуляции (глоток кофе, небольшая физическая активность) позволяет вернуться в оптимальное состояние».

Следующий этап исследования – возникновение нештатной ситуации. По маршруту движения Москва-Казанская – Бронницы внезапно загорался красный сигнал светофора без предупреждения об этом участников исследования. Необходимо было применить экстренное торможение. Как отметили исследователи, большинство испытуемых не смогли безошибочно справиться с задачей.

Однако были и те, кто применил экстренное торможение, но после этого они не смогли собраться и завершить поездку. «Это были те машинисты, которые при монотонной работе находились в «затратном» функциональном состоянии. Они были способны адекватно отреагировать на ситуацию, выполнить правильные действия, но впоследствии не смогли вернуться в оптимальное состояние. Выдвигается предположение, что при возникновении повторной нештатной ситуации эффективность адекватного реагирования у них будет сильно снижена», – подчеркнула Ирина Кравченко-Рапацкая.

Чтобы работники локомотивной бригады научились распознавать своё функциональное состояние, своевременно реагировать на сигналы организма, исследователи рекомендовали оборудовать тренажёр ЭД4М дополнительной функцией тренировки устойчивости к монотонии средствами биологической обратной связи (БОС).

Метод БОС-тренировок в настоящее время применяется в России и за рубежом в области медицинской реабилитации, тренировки спортсменов и подготовки специалистов экстремальных профессий. Для этого используется комплект психофизиологических приборов, которые считывают показатели работы нервной системы человека (электрическую активность головного мозга и частоту сердечных сокращений). Все эти параметры в режиме реального времени переводятся в удобные для восприятия изображения или звуки на экран тренажёра. Тренируемый соотносит визуальный сигнал от прибора о переходном состоянии (пограничное состояние между активным бодрствованием и засыпанием). После этого он может предпринять действия, препятствующие этому, в результате сигнал начнёт затухать.

На втором этапе обучающегося лишают возможности визуального наблюдения за изменением своего состояния, тренируя способность самодиагностики и саморегуляции. «В среднем требуется от 10 до 30 занятий для формирования устойчивого навыка. Регулярное применение навыка в трудовой деятельности обеспечивает его эффективность продолжительное время», – подчеркнула Ирина Кравченко-Рапацкая.

Как отмечают исследователи, осуществление таких тренировок может проводиться инструкторами тренажёрной подготовки УЦПК и депо после прохождения минимального обучения. Программное обеспечение и приборы не требуют от инструктора получения дополнительного специального образования.
«Данное направление исследований в области инженерной психологии достаточно перспективно и очень востребовано. Но при этом параллельно проводимым исследованиям необходимо разрабатывать критерии соответствия профстандартам, а также нормативное обеспечение для внедрения таких технологий. Уверен, применение подобных тренировок позволит выработать навык устойчивости к монотонии, даст дополнительные инструменты и возможности адаптации локомотивных бригад к профессии», – подчеркнул начальник Центра организации подготовки и развития рабочих ОАО «РЖД» Алексей Куренков.

Юлия Антич


Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30