28 октября 2021 12:17

фото: 123RF/Legion-Media

Путешествие в историю Европы привлекает туристов

Убытки железнодорожного сектора в странах Евросоюза составили в 2020 году 26 млрд евро, из которых на пассажирские перевозки приходится 24 млрд евро. Возможность переломить ситуацию в ЕС видят прежде всего в увеличении туристического потока. Сегмент железнодорожных ретромаршрутов традиционно является привлекательным для туристов.
Въезд по единому QR-коду

Всемирная туристическая организация ООН (UNWTO) оценивает потери отрасли из-за пандемии более чем в $4 трлн. К примеру, турпоток в Европу в 2020 году уменьшился на 70%, или на 500 млн человек. В UNWTO надеются, что сегмент восстановится быстрее в странах с высоким уровнем вакцинации.

С 1 июля текущего года на территории Евросоюза и шенгенской зоны вступили в действие цифровые COVID-сертификаты, которые откроют Европу для туристов. Сертификаты выдают в 31 стране, этот документ содержит информацию о прививке от новой коронавирусной инфекции, об отрицательном ПЦР-тесте или о факте перенесённого заболевания и наличии иммунитета к нему. Использовать его можно будет с помощью мобильного телефона и QR-кода. Пока сертификации подлежат только одобренные в ЕС вакцины (Johnson & Johnson, AstraZeneca, Moderna и BioNTech/Pfizer).

На прошлой неделе ЕС обратился в российский Минздрав с предложением о взаимном признании ковидных сертификатов, и российская сторона заявила о готовности к диалогу. Мотивы ЕС просты: согласно исследованию компании Visa Global Travel Intentions, проведённому ещё до пандемии, российский путешественник в среднем расходовал на отдых за рубежом $1676, тогда как европейский – $1174. По прогнозам этой же компании, после открытия европейских стран россияне будут тратить в среднем около $2 тыс.

Любителям железнодорожного туризма в Европе есть что посмотреть.


Европа из окна вагона

Железнодорожные ретромаршруты всегда пользовались спросом. Наиболее известным ретропоездом является «Восточный экспресс». С успеха этого бренда началось восстановление ретропоездов, маршрутов и старинных дорог, которое превратилось в прибыльный бизнес на стыке туристического и железнодорожного сегментов.

В 1977 году американский инвестор Джеймс Шервуд купил два вагона Pullman, за несколько лет он потратил порядка $16 млн, довёл парк отреставрированных вагонов до 35 единиц, а в мае 1982 года возрождённый «Восточный экспресс» (Venice Simplon Orient Express) отправился в первый рейс по традиционному, описанному ещё Агатой Кристи маршруту Лондон – Венеция. Сейчас в «Восточном экспрессе» 17 вагонов, в которых могут разместиться 182 путешественника. Стандартное купе экспресса – это трансформер, который днём можно использовать как гостиную, а ночью – как спальню. В «Восточном экспрессе» полностью восстановлены исторические интерьеры, а пассажиров обслуживают по правилам, принятым ещё в XIX веке. По просьбе туристов в поезде могут организовать доставку цветов, оркестр и даже квест по детективной тематике. Минимальная стоимость двухдневной поездки по этому маршруту – $3400.

Сейчас «Восточный экспресс» контролируется крупной мировой туристической компанией Belmond, которая управляет ещё несколькими ретропоездами, например The Royal Scotsman – поездом класса люкс, который совершает круговые туры по Шотландии длительностью от двух до семи ночей. Состав состоит из девяти вагонов: два вагона-ресторана, пять спальных вагонов, один вагон для обслуживающего персонала и обзорный вагон. Максимальное количество пассажиров – 36 человек. Туристов провожают на вокзале Эдинбурга под музыку ансамбля волынщиков. Для посещения некоторых мероприятий развлекательной программы от туристов потребуется соблюдение дресс-кода: коктейльное платье и смокинг (или шотландский килт). Стоимость самого короткого тура составляет около $3500.

Самым роскошным поездом в Великобритании считается королевский экспресс Лондон – Эдинбург Northern Belle, восстановленный в 2000 году. Самый старый из его семи вагонов когда-то использовался английской королевой в качестве личного. Поезд на паровой тяге перевозит до 300 пассажиров. Стоимость билета составляет около 300 фунтов стерлингов, значительно дешевле, чем «Восточный экспресс», но в пять раз дороже билета в Эдинбург на обычном поезде. Из-за пандемии этот маршрут временно закрывался, однако с апреля 2021 года движение Northern Belle восстановлено, хотя и с загрузкой вполовину от обычной.

В 2015 году австрийская Golden Eagle Luxury Trains возродила «Дунайский экспресс», который перевозит туристов в странах Центральной и Южной Европы в вагонах времён Австро-Венгерской империи.

В некоторых европейских странах ретромаршруты развивают национальные перевозчики. Например, испанская RENFE предлагает туристам поездки в город Сантьяго-де-Компостела из Сан-Себастьяна, Бильбао и Овьедо, а также турне в Португалию: Севилья – Лиссабон – Порту. На ретромаршрутах используются вагоны Pullman, построенные в 20-е годы прошлого века. Стоимость восьмидневного тура от Сантьяго-де-Компостелы до Сан-Себастьяна составляет от 3700 евро. Несмотря на эпидемию, маршруты пользуются спросом – туристам предлагают забронировать билеты на 2022 год.


Дороги-памятники

На привлечение потока туристов работает не только старинный подвижной состав, но и инфраструктура, и ландшафт, и архитектурные памятники, на которые пассажиры могут полюбоваться из окон. Любители горных пейзажей могут проехаться по Итальянским и Швейцарским Альпам на старинном электропоезде по маршруту Виджеццина – Чентовалли. В Швейцарии работает ретродорога Фурка, на которой используется паровая тяга. Дорога расположена на высоте около 2000 м над уровнем моря; а неподалеку от Берна туристов на смотровую площадку в горах доставляет паровоз по зубчатым рельсам. Ветка работает с XIX века.

На самом старом в Европе паровозе можно проехать в Австрии, этот локомотив с конца XIX века перевозит пассажиров из Йенбаха к озеру Ахензее.

Во Французских Пиренеях можно проехаться по открытой в 1909 году узкоколейке на ретро-электричке «Маленький жёлтый поезд» (Le Petit Train Jaune) из городка Вильфранш-де-Конфлан в Латур-де-Кароль. Этот маршрут проходит через самую высокую железнодорожную станцию во Франции (1592 м над уровнем моря), а сама дорога внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Успех туристического маршрута во многом зависит от эффективного маркетинга. Так, запечатлённый в фильмах о Гарри Поттере экспресс в Хогвардс курсирует по старинной дороге The West Highland Railway, которая считается одной из лучших исторических железных дорог в мире. Маршрут соединяет город Глазго с городками Форт-Уильям и Маллейг. Продолжительность поездки – 90 минут. Билет в одном направлении стоит примерно 30 фунтов. Поезд на паровой тяге состоит из отреставрированных вагонов 1956 года.


Успешные стартапы

Далеко не всегда за успешными проектами по развитию железнодорожного ретротуризма стоят крупные бизнесы. Так, в 1991 году инженер «Австрийских железных дорог» (ОВВ) Готфрид Рик занялся восстановлением императорского придворного поезда Majestic Imperator Train de Luxe. Позже к проекту подключился венский инвестор Штефан Гутманн. В 1998 году поезд из шести вагонов был восстановлен, на церемонии ввода в строй обновлённых вагонов присутствовали потомки династии Габсбургов. Сейчас туристы могут совершить путешествие в императорском поезде от Вены до города Бад-Дойч-Альтенбург.

В Уэльсе (Великобритания) после массового свёртывания добычи угля невостребованными оказались узкоколейные дороги, построенные в середине XIX века. Небольшая местная компания Festiniog Railway (FR) взялась восстановить дороги для привлечения туристов и развернула кампанию по крауд-фандингу. Средства, полученные через фонд наследия FR, направлялись на восстановление старинного подвижного состава. Сегодня туристы в Уэльсе могут прокатиться в исторических вагонах в виде кареты или лодки.

В Республике Сан-Марино занимаются поиском инвесторов для восстановления старинной ветки до соседнего города Римини (Италия). По словам министра туризма республики Федерико Амати, движение ретроэлектричек, которые сейчас восстанавливают активисты, существенно разгрузит главную автомагистраль, ведущую в страну.

Владимир Константинов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31