19 июня 2021 12:48

фото: Архив ЖДЯ

Магистраль развития

Компания «Железные дороги Якутии», отметившая в прошлом году 25-летний юбилей, продолжает развивать грузовое и пассажирское сообщение в регионе. В I квартале 2021 года перевозчик организовал дополнительные беспересадочные вагоны из Нижнего Бестяха (Якутск) и нарастил объёмы вывоза угля с месторождений Якутии. В планах – обновление подвижного состава и модернизация инфраструктуры для увеличения пропускной и провозной способности.
Компания «ЖДЯ» была создана в 1995 году, чтобы завершить строительство стратегически важной для Якутии железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск, которая бы связала самый большой по площади регион России с Байкало-Амурской магистралью и Транссибом, а через них и всей транспортной сетью страны. К этому моменту полностью был готов только самый южный отрезок будущей ветки от Транссиба до Беркакита и Нерюнгри, так называемый Малый БАМ, а ввод в эксплуатацию центрального участка, от Нерюнгри до Томмота, стройка которого разворачивалась на фоне перестройки, откладывался из-за политической и экономической нестабильности.

После того как проект поручили ЖДЯ, дело сдвинулось. В 1996 году по железной дороге от Беркакита до Томмота начали перевозить уголь, в 2002 году на этом участке было организовано стабильное грузовое сообщение и пошли поставки грузов с юга на север республики, а ещё два года спустя магистраль стала доступна для пассажиров.

Для того чтобы железная дорога стала главной транспортной артерией региона, оставалось сделать последний шаг – построить продолжение линии до Якутска. Ввести в эксплуатацию этот участок протяжённостью 436 км планировалось в октябре 2013 года, но генподрядчик, который занимался реализацией проекта, трижды переносил сроки. В итоге в 2014 году линия была сдана во временную эксплуатацию, и ЖДЯ начали перевозить по ней грузы. Но все ждали открытия пассажирского движения.

В 2018 году компания «Железные дороги Якутии» выиграла тендер на доработку проекта и строительство пускового комплекса Томмот – Якутск (Нижний Бестях). ЖДЯ потребовалось не только закончить стройку, начатую предыдущим подрядчиком, но и разработать всю необходимую техническую документацию. Тем не менее уже к концу года всё было сделано, а летом 2019 года, когда на участке достроили пассажирские платформы и вокзал в Нижнем Бестяхе, линия была полностью готова. Первый пассажирский поезд от Томмота до Нижнего Бестяха, что символично, прошёл в год празднования 45-летия с момента начала строительства БАМа.

После открытия пассажирского сообщения со станцией Нижний Бестях пассажирский парк ЖДЯ увеличился до 20 вагонов. Все они соответствуют современным требованиям безопасности и качества. Часть из них уже оборудована биотуалетами и системой кондиционирования, остальные планируется оборудовать в 2021–2022 годах. Причём если раньше большая часть ремонтных работ тепловозов проводилась сторонними организациями, то сейчас в компании самостоятельно осваивают эту сферу.

Для удобства пассажиров перевозчик расширяет сеть маршрутов. Так, в прошлом году было открыто сообщение до Иркутска, а уже в текущем году по этому направлению были организованы дополнительные беспересадочные вагоны. Также без пересадок якутяне могут добраться до Хабаровска. Поскольку из Якутска до железнодорожного вокзала можно добраться только с пересадкой – сначала по реке до Нижнего Бестяха, а потом на автобусе или такси, ЖДЯ организовали круглогодичный трансфер.

Грузовое сообщение на единственной железнодорожной линии Якутии также активно развивается. Выравнивание тарифов до общероссийского уровня позволило снизить стоимость перевозки грузов по линии Нерюнгри-Пассажирская – Томмот от 19 до 75% в зависимости от номенклатуры груза и расстояния перевозки.

В ноябре прошлого года объём перевозки грузов через станцию Нижний Бестях впервые преодолел рубеж в 1 млн тонн с ростом к аналогичному периоду 2019 года на 33%. Положительную динамику в ЖДЯ фиксируют и в 2021 году: так, по данным компании, за январь-февраль объём перевезённой угольной продукции вырос относительно аналогичного периода 2020 года на 27,8%. Прогнозы по данной номенклатуре груза говорят о том, что объёмы погрузки будут расти.

Сейчас в ЖДЯ вплотную работают над увеличением пропускной и провозной способности единственной в Якутии железной дороги. Компания завершает работы по строительству подъездного пути необщего пользования от станции Чульбасс до станции Инаглинская-2 и готовится сдать их в постоянную эксплуатацию в первом полугодии 2021 года, а также реализует проект по развитию участка Беркакит – Томмот – это позволит к 2023 году увеличить вывоз угля и перевозку народно-хозяйственных грузов до 14–17 млн тонн в год, а при согласовании с ОАО «РЖД» приёма поездов повышенной грузоподъёмности возможно достижение 17,1 млн тонн.

В ЖДЯ готовы участвовать в проектах и на основной сети ОАО «РЖД». В настоящее время компания занимается модернизацией разъезда Окурдан, который относится к Дальневосточной дороге. Фронт работ, взятый на себя ЖДЯ, включает отсыпку земляного полотна, укладку рельсошпальной решётки на железобетонных шпалах и бесстыкового пути, строительство моста, устройств СЦБ, связи и энергоснабжения. Развитие данного узла и примыкающих перегонов позволит увеличить пропускную способность участка Нерюнгри – Тында, что в свою очередь необходимо для увеличения вывоза угля из месторождений Якутии. Компания также готова взять на себя выполнение комплекса работ по проектированию и строительству объектов железнодорожной инфраструктуры на участке БАМа Нерюнгри (Якутия) – Бестужево (Амурская область). Этот отрезок пути имеет стратегическое значение для увеличения перевозок угля из действующих и перспективных месторождений. Модернизация этой линии предусматривает, в частности, удлинение приёмо-отправочных путей, строительство новых раздельных пунктов и двухпутных вставок. Результатом станет увеличение пропускной способности.

Как подчёркивает генеральный директор компании «Железные дороги Якутии» Василий Шимохин, инфраструктура и тяговый подвижной состав АО «АК «ЖДЯ» позволяют обеспечить безусловное удовлетворение спроса на железнодорожные перевозки в регионе.

Елена Александрова
Партнёрский материал

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30