16 мая 2021 03:34

фото: Альберт Пушкарёв / ТАСС

Выполнимая миссия путейца Савиных

Парень из деревни Берёзкины ремонтировал мосты, тоннели и космические станции

Виктор Савиных, дважды Герой Советского Союза, 50-й космонавт СССР и 100-й – планеты Земля, начинал свою трудовую биографию на Свердловской железной дороге.
1960 год. До легендарной космической миссии по спасению «мёртвой станции» «Салют-7» ещё 25 лет. Её будущий участник Виктор Савиных после окончания Пермского техникума железнодорожного транспорта, получив квалификацию «техник-путеец», устроился на работу на Свердловскую дорогу – возглавил бригаду по ремонту искусственных сооружений 6-й дистанции службы пути.
«Обычный скромный парень, родом из деревни Берёзкины Кировской области. Запомнились его душевная щедрость и отзывчивость: всегда приходил на помощь товарищам. Виктор возглавил бригаду в дистанции искусственных сооружений – они обустраивали мосты, тоннели. Помимо работы участвовал в соревнованиях», – рассказывает ветеран Свердловск-Сортировочной дистанции пути Вера Яковлева.

Вскоре Виктора призвали в армию. Службу проходил в Железнодорожных войсках солдатом топографической службы, а после присвоения воинского звания старший сержант – в должности помощника начальника железной дороги. Принимал участие в строительстве магистрали Ивдель – Обь.

Армейские годы в топографической службе повлияли на его решение поступить в 1963 году на оптико-механический факультет Московского института инженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии. Учился он отлично, был ленинским стипендиатом. И подрабатывал дворником. Кстати, много лет спустя он стал ректором этого института.

После учёбы Виктор Савиных работал в ЦКБ экспериментального машиностроения. Разрабатывал системы управления и оптику для кораблей «Союз» и станции «Салют». В декабре 1978 года Виктора Савиных зачислили в отряд космонавтов.

Когда Виктору Петровичу выпадала командировка в Свердловск, он заезжал в родную дистанцию пути, просто и искренне общался с бывшими коллегами. В 1984 году вместе со всеми участвовал в коммунистическом субботнике. Не забывал путейское ремесло, уверенно забивал костыли. А в 1985 году свердловчане переживали за Виктора Петровича, когда он совершал на корабле «Союз Т-13» второй полёт – самый опасный и сложный в техническом плане в истории отечественной космонавтики. Тогда на станции «Салют-7» произошёл сбой, и она стала неуправляемой. Спасать «мёртвую станцию» отправились командир корабля Владимир Джанибеков и бортинженер Виктор Савиных. Они справились практически с невыполнимой миссией.

После этого полёта Виктор Петрович пригласил земляков в Звёздный городок. Поехала целая делегация: бригада ПЧ, учащиеся железнодорожного училища с преподавателями. Виктор показал городок, а потом поинтересовался, как дела у железнодорожников. Нужна ли помощь? Те рассказали, что много приходится работать вручную, нет механизмов. И скоро в дистанцию прислали новые машины: снегоуборочную, путеремонтную, шпалоподбивочную и дрезину. Они до сих пор служат на его родном предприятии.

В прошлом году Виктор Петрович отмечал своё 80-летие. Поздравить его в Москву отправилась делегация СвЖД. Приём был самым радушным. Встреча состоялась в кабинете почётного президента Московского института геодезии и картографии, которым сейчас является бывший путеец, за празднично накрытым столом с тортом и чаем. Юбиляр получил поздравительный адрес и письменный набор, сделанный из камня в виде локомотива с часами и грузового вагона. Юбиляр подарил членам делегации свою книгу «Вятка. Байконур. Космос» с автографом, а в экземпляре для начальника дороги к стандартной подписи он добавил: «От путейца Савиных».

Геннадий Горда
Владимир Андреев

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31