19 июня 2021 11:34

Колёса помогут кривым

30 марта в восточной горловине станции Черновская Забайкальской дороги (на перегоне Черновская – Кадала) установлен первый стационарный лубрикатор колёсных пар. К испытаниям устройства, аналогов которому нет на сети, планируется приступить в середине апреля.
Аккумулятор стационарного лубрикатора может заряжаться от солнечной батареи
По словам начальника сектора лубрикации Дорожного конструкторско-технологического бюро (ДКТБ) ЗабЖД Игоря Кавинина, существующие стационарные путевые рельсосмазыватели подают смазку под проходящий поезд только на рельс. Но колёсная пара в зависимости от движения поезда, влияния автосцепки предыдущего вагона, нагрузки на неё не всегда плотно прижимается к головке рельса.
– По этой причине колёсная пара в месте подачи смазки порой не захватывает её для переноса на следующий кривой участок пути либо захватывает не в полном объёме, из-за чего смазанным оказывается лишь небольшой участок не более 400 м. (На ЗабЖД протяжённость отдельных кривых составляет около 1 км.) Качество лубрикации снижается, что ускоряет на этих участках износ рельсов и колёсных пар, – рассказал начальник сектора.

Поэтому в ДКТБ предложили изменить область нанесения смазки перед кривой: подавать её непосредственно на гребни колёсных пар. Таким образом, в кривую колёса уже будут входить гарантированно смазанными, значит, 100% смазки передадут и на рельс.

Для реализации идеи в бюро разработали стационарный лубрикатор колёсных пар (СЛК). В прошлом году по заявке и чертежам ДКТБ устройство изготовили на заводе «ЭМЗ «Машиностроитель» (Саратов) и поставили на Забайкальскую магистраль. На изготовление устройства по инвестиционной программе Департамента путей и сооружений было выделено 320 тыс. руб.

Стационарный лубрикатор колёсных пар состоит из шкафа с блоком управления, ёмкости со смазкой, баллона со сжатым воздухом (для выдавливания смазки), аккумулятора, напольной аппаратуры. Также для подзарядки аккумулятора конструкторы предусмотрели подпитку от солнечной батареи.

На участке под головкой рельса последовательно установили два специальных датчика. Когда колёсная пара проезжает над первым датчиком, а затем над вторым, считывается скорость движения поезда. Информация с датчиков передаётся в блок управления, определяется момент приближения поезда к четырём форсункам, которым поступает сигнал на подачу смазки. При проходе поезда они автоматически впрыскивают смазку на гребень первой, затем второй колёсной пары. Алгоритм повторяется с другими парами.
– Форсунки расположены под головкой рельса, что позволяет им снизу попадать смазкой на гребень, когда колесо не прижато к рельсу, – подчеркнул Игорь Кавинин.

В ДКТБ отмечают, что новая технология лубрикации более эффективно снизит трение при фрикционном взаимодействии пары колесо – рельс, следовательно, существенно уменьшится износ рельса и гребней колёс, а это, в свою очередь, положительно скажется на безопасности движения поездов.

Испытания стационарного лубрикатора колёсных пар на участке Черновская – Кадала будут проводиться в течение квартала. Старт испытаний запланирован на середину апреля, как только прибудут представители сервисной компании, которые будут заниматься обслуживанием устройства.

На перегоне Черновская – Кадала эксплуатируются три стандартных стационарных путевых рельсосмазывателя, которые на время испытаний СЛК планируется отключить. Разработчики полагают, что один стационарный лубрикатор колёсных пар превзойдёт их по дальности переноса смазки и надёжности работы. Если работа устройства оправдает ожидания, ноу-хау предполагается тиражировать на всю сеть.

Сергей Донцов
Чита

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30