11 мая 2021 22:57

фото: СЖД

Очевидный эффект

Северная дорога готова к выполнению плана

По итогам прошлого года экономия от реализации проектов бережливого производства на Северной дороге составила более 156 млн руб. План по экономии затрат выполнен на 122%. О том, какие подразделения внесли наибольший вклад в достижение таких показателей, а также о планах на этот год – наш разговор.
Алексей Кошубаров, главный инженер Северной дороги
– Алексей Николаевич, с какими результатами дорога завершила 2020 год?
– Благодаря отлаженной и системной работе по внедрению технологий бережливого производства в 2020 году было реализовано 277 функциональных и 20 мультифункциональных проектов с эффектом более 156 млн руб. Это на 22% больше установленного плана и на 11% – уровня 2019 года. Более 111 структурных подразделений приняли участие в реализации проектов бережливого производства на дороге. При этом эффективно отработали все региональные дирекции и территориальные центры. Каждый из участников программы бережливого производства выполнил установленное ему плановое задание по экономии затрат.

– Какие дирекции внесли наибольший вклад в выполнение плана 2020 года?
– Наибольший вклад в экономию привнесли Северная дирекция управления движением – более 9 млн руб., Северо-Восточная дирекция по эксплуатации путевых машин – более 12 млн руб., Северная дирекция инфраструктуры – более 39 млн руб. и, конечно, бесспорный, устоявшийся лидер на протяжении нескольких лет – Северная дирекция тяги, более 65 млн руб.

– Много ли работников дороги вовлечено в реализацию проектов и как организована мотивация?
– Число работников, принимающих участие в улучшении и развитии технологий на полигоне дороги, постоянно растёт. По итогам 2020 года в реализацию было вовлечено более 1500 человек. Немаловажным фактором вовлечения работников в реализацию проектов послужил организованный в 2020 году Центром моделирования бизнес-процессов сетевой конкурс проектов и агитационных материалов бережливого производства.
Хочется отметить, что работы сотрудников СЖД заняли почётные места. Так, в номинации «Лучший мультифункциональный проект» коллектив эксплуатационного локомотивного депо Лоста с проектом «Переход на электротягу при производстве маневровой работы по надвигу составов на сортировочную горку станции Лоста» занял пятое место на сети, набрав 310 баллов. А в номинации «Лучший агитационный материал – Графическая работа» коллектив Регионального центра корпоративного управления с журналом «Инженерный вестник – Специальный выпуск: Бережливое производство» взял третье призовое место, набрав 538 баллов.
Если говорить о материальной мотивации, то выплаты по всем участникам реализации проектов прошлого года более чем весомые. Средний размер премии на одного работника за участие в функциональном проекте составил 16 тыс. руб., в мультифункциональном – 47 тыс. руб., общая сумма премирования превысила отметку 23,5 млн руб.
Думаю, что не открою секрет, если скажу, что один из ключевых факторов эффективного развития бережливого производства – это профессионализм сотрудников, работающих в этом направлении. Потому на дороге силами службы технической политики, службы экономики и финансов и Центра повышения эффективности труда персонала ведётся активная работа по проведению обучающих семинаров для руководителей и специалистов.
В сложившейся эпидемиологической ситуации масштабное применение получили онлайн-сервисы для организации видеоконференций. Благодаря этому у дороги появилась возможность одновременно задействовать в обучении более широкий охват слушателей. Таким образом, в 2020 году участие в семинарах приняли более 500 специалистов, занимающихся внедрением технологий бережливого производства.

– Расскажите о наиболее эффективных проектах, которые уже реализованы или будут реализованы в 2021 году.
– Эффективных проектов на дороге немало, но всё-таки не могу не отметить мультифункциональный проект «Распределение энергии рекуперации между локомотивами, находящимися в одной подстанционной зоне» при участии Северной дирекции тяги, Топливно-энергетического центра Северной дороги и Северной дирекции управления движением, не требующий абсолютно никаких дополнительных затрат. Для его реализации достаточно было лишь скорректировать график движения поездов, а экономия составила более 12 млн руб. Суть проекта в эффективном использовании энергии рекуперации и перераспределении энергии в момент одновременного следования на уклоне двух поездов, идущих навстречу. Как результат реализации проекта – мы получаем увеличение участковой скорости, экономию электроэнергии и снижение энергоёмкости перевозочного процесса.

– Расскажите о планах на 2021 год.
– Утверждённый заместителем генерального директора – главным инженером ОАО «РЖД» Сергеем Алексеевичем Кобзевым годовой план по экономическому эффекту от реализации проектов бережливого производства Северной дороги составляет 134 млн руб. Это на 4% больше задания прошлого года. Полученные результаты IV квартала 2020 года доказывают, что структурные подразделения готовы к выполнению установленных показателей. На сегодняшний день дорога уже перевыполнила квартальный план на 31%, по итогам прошлого квартала внедрено 62 проекта с экономическим эффектом 31,2 млн руб., в том числе четыре мультифункциональных проекта с экономическим эффектом более 13,3 млн руб.
Сегодня мы располагаем всеми необходимыми инструментами, и я с уверенностью могу сказать, что установленный на этот год план по экономии затрат будет выполнен.

Беседовал Игнат Вьюгин

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28