11 мая 2021 22:27

Стандарты переходят в «цифру»

В этом году будет завершён пилотный проект создания цифровой экосистемы стандартизации жизненного цикла колёсной пары железнодорожного подвижного состава. Об этом было заявлено на прошедшем в конце минувшей недели ежегодном заседании технического комитета по стандартизации (ТК 045) «Железнодорожный транспорт». Реализация проекта снизит время и затраты на проектирование и эксплуатацию комплектующих подвижного состава.
Технические комитеты по стандартизации объединяют предприятия, организации, органы исполнительной власти, экспертов, занимающихся на добровольной основе проведением работ в области национальной, региональной и международной стандартизации в отдельных отраслях. ТК, в частности, принимают участие в формировании программ стандартизации и проведении контроля за реализацией этих программ, в проведении экспертизы проектов стандартизации на государственном и межгосударственном уровнях.

Как заявил на прошедшем в онлайн-формате заседании руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Антон Шалаев, ТК045 входит в число трёх лучших экспертных комитетов из более 280 ТК, работающих в РФ.

В 2020 году ТК045 проведена экспертиза 49 документов по стандартизации, 42 из которых имеют статус межгосударственных ГОСТ, шесть – национальных ГОСТ Р, один – предварительного национального стандарта (ПНСТ). Заместитель руководителя ФБУ «Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте» Наталья Агафонова отметила наметившийся в стране тренд развития разработки и использования машиночитаемых стандартов (машиночитаемый стандарт – текст, включающий в себя графические элементы, таблицы, математические формулы и числовые значения и подходящий для чтения компьютерными программами), что требует новых подходов к работе.

«С ноября прошлого года мы приступили к формированию цифровой экосистемы управления нормативной технической документацией продукции железнодорожного назначения на основе машиночитаемых стандартов», – сообщил председатель ТК 045, президент НП «Объединение производителей железнодорожной техники» (ОПЖТ) Валентин Гапанович.

Работы ведутся при участии специалистов АО «Информационная компания «Кодекс». Создание цифровой экосистемы предполагает использование цифровых версий технических регламентов Евразийского экономического союза, межгосударственных и национальных стандартов, нормативных и нормативно-правовых документов, применяемых в отрасли, конструкторской и эксплуатационной документации производителей.

Начать формирование экосистемы, называемой также смарт-стандартом, решено с перевода в неё жизненного цикла колёсной пары железнодорожного подвижного состава, включающего проектирование, изготовление, испытания, подтверждение соответствия, эксплуатацию, ремонт, вывод из обращения и утилизацию. Колёсная пара состоит из подшипников, корпусов буксы, оси, колёс. К каждой детали имеются свои требования, которые будут объединены смарт-стандартом. Обратившись к нему, можно быстро найти в электронной базе необходимые параграфы регулирования в отношении выбранной детали.

В целом проект включает 8 нормативно-правовых актов (таких как Правила эксплуатации железных дорог, руководства по ремонту, утверждённые приказами Минтранса России), 17 межгосударственных и национальных стандартов, 35 документов конструкторской, эксплуатационной, ремонтной базы.
«Согласно нашему проекту, создаётся связь нормативного документа с первоисточником. И в случае изменения каких-то параметров основного документа информация об этом автоматически отразится в электронном стандарте», – говорит главный специалист Дирекции по ключевым проектам АО «Кодекс» Михаил Никитенко.

По данным НП «ОПЖТ», в настоящее время на сети РЖД находятся в эксплуатации не менее 5 млн колёсных пар, используемых в грузовых и пассажирских вагонах, моторвагонном и тяговом подвижных составах, в специализированной технике. Ещё более 1 млн цельнокатанных колёс ежегодно поступают в обращение.

«По нашим подсчётам, не менее 15 тыс. специалистов могут стать потенциальными пользователями создаваемой цифровой экосистемы управления нормативной технической документацией колёсных пар», – рассказывает Валентин Гапанович.

По его мнению, смарт-стандарт будет востребован конструкторами, производителями подвижного состава, изготовителями элементов колёсных пар, органами по сертификации и испытательными центрами, эксплуатантами подвижного состава, рядом других структур.

Внедрение смарт-стандартов снизит время и затраты на проектирование, эксплуатацию, позволит точнее соблюдать нормативы, учитывая самые последние требования, повысит точность формирования бюджета при изготовлении изделий и их обслуживании.

Александр Зубов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28