11 мая 2021 23:54

фото: Пресс-служба КбшЖД

Инновации готовят к тиражированию на сети

Заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «РЖД» Сергей Кобзев побывал 20 февраля с рабочей поездкой на Куйбышевской дороге, где ознакомился с инновационными проектами, реализующимися на магистрали.
В настоящее время Куйбышевская магистраль активно внедряет ряд пилотных проектов, она признана лучшей в сфере инновационной деятельности на сети железных дорог. В рейтинге Центра инновационного развития ОАО «РЖД», подготовленного по итогам 2020 года, дорога названа лидером по всем четырём направлениям: инновационной активности, управлению интеллектуальной собственностью, работе со стартап-проектами и исполнению комплексной программы инновационного развития.

На дороге с 2019 года успешно действует региональная инновационная площадка «Трансфер инноваций», главной задачей которой является построение эффективного взаимодействия между научными центрами, инновационными фондами, технопарками и органами исполнительной власти.

Основной целью визита Сергея Кобзева на Куйбышевскую магистраль было участие в работе круглого стола, посвящённого ускорению внедрения инноваций и обсуждение пилотного проекта внедрения технологий квантовых коммуникаций на дороге. В заседании, проходившем на региональной инновационной площадке, принимали участие также начальник Куйбышевской дороги Вячеслав Дмитриев, главный инженер дороги Денис Аграфенин и представители компаний-разработчиков.

Были рассмотрены перспективы внедрения пилотного проекта организации городской квантовой сети, объединяющей объекты ОАО «РЖД» в Самаре, а также запуск магистральной квантовой сети «Самара – Сызрань». Технологию планируется реализовать на базе имеющихся у ОАО «РЖД» волоконно-оптических линий.

Главный инженер ОАО «РЖД» акцентировал внимание участников на необходимости развития этого направления деятельности и ориентировал исполнителей проекта смонтировать в ближайшее время первую в России защищённую оптоволоконную сеть, построенную на новых принципах защиты информации.

Сергею Кобзеву представили пять инновационных проектов, один из которых – «Интеллектуальная система диагностики искусственных сооружений» – находится на этапе опытного внедрения на Куйбышевской дороге. Главный инженер ОАО «РЖД» дал высокую оценку этой системе, способной при помощи лёгкого беспилотного аппарата находить трещины в металлических каркасах мостов и определять дефект с точностью до миллиметра. Разработчикам проекта было предложено продолжить работу в этом направлении, чтобы в дальнейшем иметь возможность транслировать полученный опыт на всей сети дорог.

Положительные отзывы главного инженера ОАО «РЖД» получила и система «Нейросканер», позволяющая с точностью до 99% распознавать дефекты в рельсах. Нейронная сеть самостоятельно распознаёт дефекты, анализируя данные, которые она получает с поезда-дефектоскопа.

Кроме того, была представлена интеллектуальная система мониторинга, способная при помощи дронов определять опасные скально-обвальные участки и падающие деревья вблизи железной дороги.

В продолжение рабочей поездки Сергею Кобзеву продемонстрировали также работу систем цифрового роботизированного железнодорожного узла, внедряемых на станции Кинель.

Главный инженер ОАО «РЖД» ознакомился с применением роботизированных технологий, не требующих участия людей в тяжёлых и рутинных операциях. В частности, речь шла о решении таких практических задач, как точечное замедление движения вагонов, обогрев стрелок, измерение в автоматическом режиме геометрии колеи. Также были представлены системы на основе технологий машинного зрения, позволяющие производить осмотр подвагонного пространства и анализ замазученности колёс.

Давая оценку представленным инновационным продуктам, Сергей Кобзев ориентировал разработчиков на долгосрочное сотрудничество, предполагающее применение представленных инноваций в масштабах всей сети дорог. Для этого, по его словам, нужен комплексный подход к решению технологических задач. Разработчикам необходимо подготовить подробные инструкции к своим разработкам, определить алгоритмы работы новых устройств, создать благоприятные условия для их длительной эксплуатации, детально предусмотреть все вопросы, связанные с поверкой, обслуживанием, вплоть до вопросов дальнейшей утилизации продукта.
«Внедрение инноваций нередко замедляется, потому что не все риски, связанные с промышленной эксплуатацией новых изделий, учитываются производителем. Мы уже достаточно долгое время задаём одни и те же вопросы. И нам хотелось, чтобы ответы на них вы знали заранее. Вы должны знать все минусы разработанных вами технологий и заранее предлагать механизмы решения этих вопросов», – подчеркнул Сергей Кобзев.

По мнению главного инженера, многие презентованные проекты после успешной апробации на Куйбышевской дороге могут быть тиражированы на всей сети.

Павел Арютин

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28