12 мая 2021 14:40

Успех любого дела зависит от правильного планирования

Во многих коллективах есть вопросы, которые рушат внутренние связи, подстрекают к некачественной формальной работе и снижают эффективность. Эти вопросы звучат примерно так: какова моя роль во всём этом, почему меня именно так оценивают? Для того чтобы избежать таких вопросов, в Дирекции тяги успешно применяется инструмент стратегического управления – Х-матрица.
Успех любого дела во многом зависит от правильного планирования, будь то строительство дома или управление бизнесом. Даже вождение автомобиля проводится по ранее спланированному маршруту, из точки «А» в точку «Б». В стремлении сократить время пребывания в пути используют, как правило, карты, навигаторы, если же необходимо посетить достопримечательности, то используют путеводители.

В бизнесе всё устроено по тем же самым схемам. Сообщества трудовых коллективов или команд в стремлении быть эффективнее своих оппонентов используют различные инструменты, схемы, успешные практики. Одним из таких успешных инструментов является Х-матрица. Её применение в начале периода действий значительно сокращает количество бессмысленной, а порой действительно лишней работы, иначе говоря – никак не влияющей на достижение стратегических целей компании или сообщества. В процессе её построения команда вынуждена обозначить влияние того или иного мероприятия (проекта, инициативы) на конечный результат. При этом в ходе их обсуждения участники договариваются между собой, что позволяет получить согласие при закреплении ответственных кураторов и исполнителей.

Сама Х-матрица строится в пять этапов.

Первый – определение стратегических задач. На этом этапе владелец Х-матрицы, как правило, на основе миссии или результатов совещаний правления, трендов описывает ключевые стратегические задачи и рассказывает их всем участникам рабочей группы по формированию Х-матрицы. Здесь очень важно убедиться, что каждый участник понял описанную стратегическую задачу и готов к обсуждению.

Второй этап – определение целей. Здесь рабочая группа определяет количественные или качественные результаты своей деятельности, а после устанавливает их зависимость со стратегическими задачами.

На третьем этапе идёт формирование проектов. Исходя из названия, становится очевидным, что на этом этапе рабочая группа генерит перечень инициатив, которые позволяют достигнуть описанных ранее результатов. Рекомендую на этом этапе использовать метод мозгового штурма. Это позволит придумать наиболее интересные и реализуемые проекты. В конце происходит их отбор за счёт выстраивания связи между проектом и стратегической задачей, результатом. Как правило, на одну стратегическую задачу формируется не более трёх проектов.

На четвёртом этапе за каждым проектом закрепляется куратор из числа рабочей группы, который формирует свою Х-матрицу, если он руководитель отдельной команды, или план, если он конечный исполнитель. При формировании своей Х-матрицы куратор проекта ставит её в поле «Стратегические задачи», потому что для него выполнение проекта является главной задачей, и тем самым он обеспечивает вклад в общее дело. Формировать Х-матрицу необходимо именно с тем коллективом, который будет курировать или реализовывать проекты.

Пятый этап – определение инструментов мониторинга. На данном этапе владелец Х-матрицы доводит до участников рабочей группы и кураторов проектов, каким образом он будет оценивать результативность проекта, получается ли достигнуть конечного количественного или качественного результата.

Таким образом, сложив Х-матрицы и планы реализации, любой член команды сможет ответить, какова моя роль во всём этом, почему меня именно так оценивают, к каким целям должен стремиться и зачем делать именно это.

Евгений Шлыков,
ревизор службы безопасности движения Дирекции тяги

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28