07 мая 2021 18:38

фото: Владимир Матвиевский / ТАСС

Марафон Рыбалкина

Ему предстояло организовать работу Северобайкальского отделения БАМа

В Музее истории Северобайкальского региона (БАМ) ВСЖД есть галерея портретов начальников Северобайкальского отделения БАМа. Это сейчас дорога разделена на три части, а изначально была единая магистраль – пример общего трудового героизма и романтики. О первом начальнике этого отделения дороги Петре Фёдоровиче Рыбалкине я бы хотела рассказать.
Пётр Рыбалкин родился 12 октября 1942 года в городе Балашове Саратовской области. Там же окончил школу и в 1960 году поступил в Саратовский железнодорожный техникум, но не закончил его, так как был призван в армию в 1962 году. После демобилизации в 1965-м продолжил учёбу, но уже в Хабаровском институте инженеров железнодорожного транспорта. В 1970 году он успешно окончил институт и был направлен на работу в локомотивное депо станции Могоча Забайкальской железной дороги, где прошёл путь от бригадира до начальника депо. В 1980 году его пригласили в Тынду на строящуюся магистраль в качестве заместителя начальника отделения. А уже через шесть месяцев начальник Дирекции строительства БАМа Василий Петрович Калиничев предложил ему поехать в Северобайкальск организовывать Северобайкальское отделение.

Пётр Фёдорович согласился не сразу. Он прекрасно понимал, какая это сложная и ответственная работа. Он также отдавал себе отчёт в том, что подобного опыта у него нет. Но Калиничев настоял на своём решении, и Рыбалкин выехал в Северобайкальск.

Пётр Фёдорович прибыл туда в начале октября 1981 года и немедленно приступил к работе по комплектованию штата отделения дороги. Перед ним были поставлены три задачи: организовать отделение дороги; взять на работу комсомольский отряд из ста человек; принять в эксплуатацию участок от станции Якурим (Усть-Кут) до станции Северобайкальск (около 400 км).

Все эти задачи должны быть выполнены до 1 января 1982 года, то есть всего за три месяца.

Из Тынды вместе с Рыбалкиным приехал начальник отдела пути – Станислав Павлович Червяков. Он порекомендовал вызвать на должность начальника дистанции пути Юрия Михайловича Куртенкова. Через неделю тот был на месте. С Забайкальской железной дороги Пётр Фёдорович вызвал на работу в локомотивное депо Роберта Григорьевича Лаптева, отличного специалиста по тепловозному хозяйству. В Северобайкальске, кстати, тоже были замечательные специалисты: Вадим Петрович Перцев – по строительству и эксплуатации гражданских, очистных сооружений, котельных и прочего. Из отделения временной эксплуатации был приглашён Геннадий Григорьевич Онищенко, специалист в области организации движения поездов, хорошо знающий участок.

И началась скоростная работа всей группы по организации и формированию Северобайкальского отделения БАМа.

Фронт работы требовал мгновенных, но продуманных решений. Он диктовал нечеловечески быстрый ритм работы. Конечно, помогали смежники. Группа заказчика под руководством Александра Карповича Погребного выделила здание, его экстренно перепланировали, подготовили к работе при помощи специалистов треста «НижнеангарскТрансСтрой», которых выделил управляющий Феликс Викентьевич Ходаковский. Связисты в кратчайшие сроки подвели связь к диспетчерским кругам, и в декабре 1981 года – практически через месяц с небольшим – здание было готово к организации и управлению движения поездов из Северобайкальска.

Но основной объём возникающих трудностей по организации отделения выпал на долю первопроходцев-железнодорожников. Как вспоминал сам Пётр Фёдорович в интервью от 26 марта 1986 года газете «Советская молодёжь», основная задача для коллектива новорождённого отделения – обслуживание трассы от Усть-Кута до Витима. По его словам, железнодорожники могут оказывать строителям ощутимую помощь, так как заблаговременно будут решать широкий круг вопросов, связанных с работой железной дороги. Шагая буквально по пятам за строителями, они своевременно и надёжно обеспечат движение поездов.

В это время в отделении уже появились новые мощные локомотивы, изготовленные специально для БАМа, а также другая железнодорожная техника. Появилась возможность контроля за строительством новых станций вдоль трассы. Специально с этой целью был сформирован строительно-монтажный поезд для сооружения многочисленных объектов станции Северобайкальск. И это, вне всякого сомнения, благотворно повлияло на развитие города Северобайкальска.

А марафон Рыбалкина наращивал скорость. В декабре 1981 года вышел приказ министра путей сообщения Ивана Григорьевича Павловского и министра транспортного строительства СССР Ивана Дмитриевича Соснова о передаче участка Усть-Кут – Северобайкальск в постоянную эксплуатацию с конкретной датой – 30 декабря 1981 года в 18.00 часов. В приказе было распоряжение о передаче тепловозов с бригадами сроком на один месяц.

Пётр Фёдорович лично разговаривал с поездными бригадами о переводе в систему МПС локомотивных депо Киренги, Кунермы, Северобайкальска. Большинство дали согласие, но впоследствии его не выполнили. 30 декабря 1981 года начальник временной эксплуатации Мальцев позвонил Рыбалкину и сказал: «Передачу будем делать 31 декабря в 23.55». В назначенный день и время акты приёма-передачи были подписаны. Выпили по бокалу шампанского и разошлись.

А с 1 по 3 января 1982 года движение поездов по трассе было парализовано. Многие локомотивные бригады не вышли на работу.

Что испытывал в эти трагические дни первый НОД, наверняка не знает никто. Да и сам он об этом вряд ли расскажет. Рыбалкин разослал вызовы на работу с условием предоставления жилья куда только можно, и к 20 января обстановка стабилизировалась. Основные задачи были выполнены. Начался второй этап марафона Петра Фёдоровича.

Огромную помощь в кадровом вопросе Рыбалкину оказал начальник отдела кадров МПС, отправлявший на вновь рождённое отделение специалистов со всей сети дорог. Случайные люди, конечно, были, но долго они не задерживались: слишком сложными были условия работы. Коллектив закалялся в трудностях, рос, креп. Важную роль в этом сыграл комсомольский отряд железнодорожников.

Для них в срочном порядке строили дом. Надо отдать должное, строители работали не за страх, а за совесть – круглосуточно, без выходных. Когда дом был сдан, работники отделения экстренно приступили к экипировке жилья.

Сейчас это может показаться удивительным, что мебель и постельное бельё могут быть в списке дефицитных товаров. Но на БАМе дефицитом было многое. И требовалось немало смекалки, выдумки, силы убеждения, чтобы вовремя получить всё необходимое. Работники отделения своими силами обустроили жильё для комсомольского отряда, не считаясь с личным временем и усталостью, в своё нерабочее время. Готовность жилья к приезду железнодорожников проверяла комиссия ЦК ВЛКСМ во главе с Виктором Максимовичем Мишиным, который дал очень высокую оценку созданным условиям для проживания комсомольцев-железнодорожников.

Жизнь и работа налаживались. Отделение работало, появлялись знания, опыт, уверенность. В один из своих приездов заместитель начальника БАМжд по кадрам Виктор Павлович Калаганский сообщил Петру Фёдоровичу, что он представлен к ордену Трудового Красного Знамени. Рыбалкина трудно назвать карьеристом и амбициозным человеком. Он не слишком обрадовался не утверждённой ещё награде и продолжал работать со свойственной ему отдачей. В следующий свой приезд Калаганский посетовал, что предназначенная ему награда досталась другому человеку.

Пётр Фёдорович работал в должности начальника Северобайкальского отделения до 28 января 1982 года. За эти короткие марафонные месяцы им и его командой была проделана огромной важности работа. Они справились, потому что оказались в нужное время в нужном месте, чтобы оставить свой след. След, не стираемый временем, в истории Байкало-Амурской железной дороги.

Последние сведения о Петре Фёдоровиче от 2004 года: на пенсии, живёт в городе Мценске Орловской области. Лето проводит на даче, в Москву ездит всё реже: возраст диктует свои скорости. Но человеческий подвиг, который он совершил в те месяцы, требует справедливости сегодня. Память о таких людях не должна кануть в Лету. И если не наградами, заслуженными и честно не полученными, то хотя бы благодарным, внимательным отношением.

Мы всей страной ищем идею, как сплотить народ после всех потрясений, выпавших на его долю с 90-х, прозванных «лихими». А чего её искать? Вот она – на блюдечке с голубой каёмочкой: дать всему народу одну большую полезную работу, не только утробы ради, но и Отечества для. И научиться быть благодарными тем, кто эту работу совершил. Не красивенькими бумажками – делами. Настоящими. Человеческими. Добрыми.

Татьяна Ветрова,
член Союза писателей России,
методист Музея истории Северобайкальского региона (БАМ) ВСЖД,
почётный житель города Северобайкальска

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28