19 мая 2021 06:34

фото: Архив службы автоматики и телемеханики ЗабЖД

От жезловой системы до интервального регулирования

Службе автоматики и телемеханики Забайкальской дирекции инфраструктуры 5 февраля исполнилось 90 лет.
История службы ведёт отсчёт с 1931 года, когда на Забайкальской дороге начал работу отдел сигнализации и связи.
«В довоенные и военные годы на дороге шла замена старой жезловой системы Вебба – Томпсона, строилась механическая и электрическая централизация станций. С 1940 года на дороге началась замена сигналов механического действия (семафоров, дисков и щитов) на светофоры», – сообщает иллюстрированный справочник Анатолия Ведмидя «Забайкальская железная дорога».

На промежуточных станциях от Карымской до Архары внедрялись устройства полуавтоматической блокировки с механической централизацией. С 1949 года на однопутных участках дороги развернулись работы по строительству маршрутно-контрольных устройств, а в 1958-м на станции Забайкальск ввели в действие первую на магистрали крупную релейную централизацию на 145 стрелок. С 1959 по 1970 год на ЗабЖД активно заменяли устаревшие средства СЦБ и связи на более современные. В итоге постепенно электрожезловую систему сменила полуавтоматическая и автоматическая блокировка.

С 1973 по 1994 год на участке Забайкальской дороги от станции Петровский Завод до станции Архара происходил переход на электротягу переменного тока. На этот период как раз пришёлся большой объём работ по реконструкции устройств СЦБ и связи. Автоблокировку постоянного тока перевели на кодовую, с рельсовыми цепями переменного тока. Все станции оборудовали электрической централизацией, по отделениям дороги внедряли устройства диспетчерской централизации.

С 1998 по 2000 год на ЗабЖД модернизировали устройства диспетчерской централизации с применением микропроцессорных систем. В 2000-м был введён в эксплуатацию единый центр диспетчерского управления на базе аппаратуры ДЦ «Тракт».

С 2002 года на Забайкальской дороге началась модернизация устройств электрической централизации. В 2003 году ввели в эксплуатацию микропроцессорную централизацию системы Ebilock-950 на станции Куэнга. С 2003 по 2020 год микропроцессорными системами оборудовали 20 станций с общим числом стрелок 711. С 2004 по 2010 год выполнялась комплексная реконструкция устройств автоматики и телемеханики на участке Карымская – Забайкальск с модернизацией электрической централизации на 34 станциях, внедрением автоблокировки с тональными рельсовыми цепями. На всём протяжении участка внедряли системы ДЦ «Тракт» и аппаратуру диагностики и мониторинга работы устройств СЦБ типа АПК-ДК.

С 2004 года на участке от Петровского Завода до Архары продолжается внедрение систем диагностики и мониторинга устройств СЦБ.

Сегодня хозяйство автоматики и телемеханики Забайкальской дирекции инфраструктуры – одно из наиболее высокотехнологичных на ЗабЖД. По словам начальника службы Игоря Максимова, в 2020 году были выполнены все целевые показатели по безопасности движения поездов, бюджетные параметры, задания по росту производительности труда и зарплаты.

В прошлом году на магистрали началось внедрение современной технологии интервального регулирования движения поездов, которая позволяет обходиться без светофоров. Эта система уже стабильно работает на перегоне Яблоновая – Лесная. Поезда следуют без привязки к сигнальным установкам (светофорам), поэтому интервал попутного следования поездов сократился: если при системе числовой кодовой автоблокировки он составляет 8–10 минут, то теперь не более 6 минут. Сокращение интервала попутного следования и снижение количества отказов улучшили пропускную способность перегона.

На 2021 год у службы большие планы. В частности, разработаны мероприятия по повышению надёжности средств железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ).
«В первую очередь необходимо продолжить работу по защите устройств от атмосферных перенапряжений, внедрению путевых кодовых дешифраторов, реле ИВГ-КРМ, кодовых электронных трансмиттеров, узлов сочленения релейных блоков», – говорит Игорь Максимов.

На нескольких станциях и перегонах намечено капитально отремонтировать устройства СЦБ. Также предполагается создать специализированное предприятие по ремонту устройств СЦБ в Чите, что позволит более качественно выполнять работы по замене напольных устройств и снизит риск возникновения нарушений безопасности движения. Запланирована и модернизация дорожного центра диагностики и мониторинга устройств ЖАТ.

Сергей Донцов
Чита

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28