11 мая 2021 09:39

фото: Архив АО «НИИАС»

Вспоминаем историю, смотрим в будущее

В феврале 2021 года коллектив Научно-исследовательского и проектно-конструкторского института информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте отмечает свой юбилей – 65-летие со дня основания. За этой знаменательной датой скрываются неповторимая история становления АО «НИИАС», масштабная научная и творческая работа. И это не просто слова – вместе с институтом выросло не одно поколение учёных, академиков, специалистов и экспертов. Институт дал старт многим проектам, которые сегодня востребованы не только в стране, но и в мире.
65-летие – не просто круглая дата, это история великих научных открытий и блестящих технических решений. 14 февраля 1956 года приказом министра сообщения СССР было создано бюро Главного управления сигнализации и связи – КБ ЦШ МПС. Конструкторское бюро возглавил Константин Дмитриевич Машков. Тогда ещё небольшая специализированная организация взялась за обеспечение стальных магистралей средствами сигнализации и связи. Конструкторское бюро быстро выросло в мощную организацию, способную создавать средства железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Уже год спустя сотрудники бюро разработали опытную аппаратуру автоблокировки на бесконтактных полупроводниковых элементах. Впоследствии круг исследований постоянно расширялся, затрагивая вопросы создания устройств диспетчерской централизации, сигнализации и автоблокировки, автоматизации технологических процессов, железнодорожной связи и многих других.

В конце 80-х годов в состав НПО «Союзжелдоравтоматизация» Конструкторское бюро, объединённое с двумя подразделениями ВНИИЖТа и некоторыми другими организациями, вошло в ранге Научно-исследовательского института железнодорожной автоматизации (НИИЖА), а позже НИИАС ЖТ. В последнее десятилетие XX века работники института сосредоточились на развитии микропроцессорных систем управления железнодорожным транспортом. Институт совместно с Московской железной дорогой оборудовал участок Москва – Бекасово новой микропроцессорной системой автоматической локомотивной сигнализации КЛУБ. Также инженерами института разрабатана автоматизированная система роспуска грузовых вагонов на сортировочных горках, которая включает горочную многозначную локомотивную сигнализацию с устройством телеуправления горочным локомотивом, бесстыковую рельсовую цепь на спуске с горки, а также множество других высокоточных устройств и датчиков.

Мощный импульс автоматизации процессов на железнодорожном транспорте был задан развитием электронно-вычислительной техники, но применение разнотипных ЭВМ носило скорее бессистемный характер. Эти обстоятельства послужили предпосылками для создания комплексной автоматизированной системы управления железнодорожным транспортом – АСУЖТ. В этот период НИИАС ЖТ был преобразован во ВНИИАС: головной институт отрасли – Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи. Начался новый этап информатизации железных дорог – интеграция отраслевых автоматизированных и управляющих систем.

Начало XXI века институт встретил прорывными достижениями в сфере создания бортовых устройств безопасности для тягового, моторвагонного и специального подвижного состава. Началось массовое внедрение систем КЛУБ, КЛУБ-У, КЛУБ-П на всей сети российских железных дорог. Было положено начало развитию целого семейства локомотивных устройств безопасности, реализуемого в современных устройствах БЛОК, БЛОК-М и новейших универсальных системах типа СОБ-400.

50-летие институт встретил одновременно с третьим этапом реформирования ОАО «РЖД», особенностью которого было проведение серьёзных преобразований в организационной структуре холдинга. В 2007 году ОАО «РЖД» на базе ГУП ВНИИАС МПС России создало акционерное общество «НИИАС». Новое дочернее общество по разработке и сопровождению автоматизированных систем управления обеспечило построение системы диспетчерских центров управления перевозками (ЦУП). Разработанная институтом система ЦУПов дорожно-сетевого уровня стала главным инструментом оперативного управления перевозочным процессом.

Накопленные компетенции позволили учёным и специалистам института разработать и внедрить на сети железных дорог системы диспетчерской централизации, автоматической сигнализации и автоблокировки, были выполнены масштабные работы в сфере комплексной автоматизации станционной работы. Огромный вклад был внесён в решение задач повышения эксплуатационной надёжности и безопасности объектов инфраструктуры: разработаны и внедрены комплексные автоматизированные системы учёта, контроля устранения отказов технических средств и анализа их надёжности (КАС АНТ) и управления рисками, ресурсами на этапах жизненного цикла на основе анализа надёжности объектов железнодорожного транспорта (АС УРРАН). Институт стал пионером железнодорожной отрасли в сфере внедрения спутниковых и геоинформационных технологий. Спутниковые навигационные устройства позиционирования на основе ГЛОНАСС/ГНСС стали неотъемлемой частью всех бортовых устройств безопасности, эксплуатируемых на тяговом и специальном подвижном составе. Также были созданы технологии формирования цифровых моделей пути для бортовых устройств безопасности и сети спутникового высокоточного позиционирования.

В 2010-е годы был дан старт разработке первой в России интеллектуальной системы управления железнодорожным транспортом (ИСУЖТ). Это комплексный и масштабный проект, над совершенствованием и развитием которого институт работает и сегодня, так как внедрение единой интеллектуальной системы управления на железнодорожном транспорте – важный шаг на пути к созданию цифровой железной дороги. Разработана комплексная система автоматизации сортировочных процессов КСАУ СП, которая на сегодняшний день является единственной в России сертифицированной, серийно внедряемой отечественной системой автоматизации процесса роспуска составов на сортировочных горках. За последние годы институт принимал непосредственное участие в подготовке и реализации проектов по созданию систем управления железнодорожным транспортом, используемым для транспортного обслуживания всех знаковых событий, проходящих в нашей стране, – зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году, Кубка конфедераций по футболу – 2017, чемпионата мира по футболу – 2018, зимней Универсиады в Красноярске в 2019 году. Ещё одним знаковым проектом последних лет в истории института стало внедрение новейшей технологии организации движения на Московском центральном кольце, за которую в 2019 году коллектив АО «НИИАС» был удостоен высокой награды – Премии Правительства РФ в области науки и техники. Применяемые на МЦК технические решения были адаптированы для условий Восточного полигона, и сегодня на участках БАМа и Транссиба внедряется современная система интервального регулирования с подвижным блок-участком – АБТЦ-МШ. Кроме того, институт начал реализацию таких масштабных и перспективных проектов, как «Виртуальная сцепка», «Цифровой сортировочный комплекс», «Кибербезопасность», «Автоматизированное управление движением поездов», «Диагностика подвижного состава», направленных на цифровую трансформацию железнодорожного транспорта.

Сегодня АО «НИИАС» – один из главных проводников цифровых технологий и ведущий отраслевой институт ОАО «РЖД». В составе института 12 региональных филиалов, представительств и инжиниринговых центров, в том числе филиал в городе Белград (Сербия). Вклад института в формирование портфеля интеллектуальных прав ОАО «РЖД» ежегодно составляет более 20%. Высокий изобретательский уровень и новаторство технических решений были отмечены экспертами Федерального института промышленной собственности, и в последние годы изобретения АО «НИИАС» входят в список «100 лучших изобретений России». Экспертами и инженерами института создано более 1250 инновационных технических решений и программных продуктов, исключительные права на которые закреплены как за АО «НИИАС», так и за ОАО «РЖД». Российский индекс научного цитирования института на 2021 год составил 131 пункт, что является одним из самых высоких значений в стране среди научно-исследовательских организаций.
«Главный капитал нашего института – люди, преданные своему делу, науке и транспортной отрасли, – отметил генеральный директор АО «НИИАС» Александр Долгий. – Во все времена институт был прославлен своим высококвалифицированным составом. В коллективе трудятся более 1300 учёных и специалистов, технологов и инженеров, проектировщиков и программистов.

АО «НИИАС» – это уникальная команда экспертов транспортной отрасли, способная решать сложнейшие научно-исследовательские и производственные задачи, отвечать на современные вызовы, возникающие перед ОАО «РЖД». Сегодня, когда институт входит в «возраст мудрости», мы особенно ценим и гордимся нашей преемственностью. Многолетний опыт работы старшего поколения гармонично дополняется творческой дерзостью и креативностью приходящей к нам молодёжи, которая открыта к современным исследовательским технологиям и готова искать новые подходы к созданию и внедрению инновационных продуктов в условиях быстро меняющегося мира».

Николай Порецкий


Партнёрский материал

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28