07 мая 2021 01:09

фото: 123RF/Legion-Media

Рутину поручили роботу

На Горьковской дороге внедряются цифровые технологии, освобождающие специалистов от шаблонных операций

В Горьковской дирекции управления движением 8 февраля завершилась тестовая эксплуатация программных роботов, которые теперь формируют 12 справок по грузовой работе. Их использование позволит сэкономить более 1 млн руб. в год.
Программные роботы уже широко используются в ОАО «РЖД». В минувшем году на базе Главного вычислительного центра компании было создано и введено в эксплуатацию более 1000 программных роботов, с их помощью автоматизировано свыше 980 операций, выполнявшихся ранее людьми. Для их создания используется платформа ROBIN от российского разработчика систем RPA ООО «Робин».

Горьковская железная дорога первой на сети взялась за разработку программных роботов для дирекций и служб дороги силами своих сотрудников. Для этого в феврале прошлого года служба корпоративной информатизации Горьковской магистрали организовала и провела семинар по обучению работников дороги разработке роботов. Также в системе дистанционного обучения был подготовлен открытый курс по разработке программных роботов, поскольку не все желающие смогли принять участие в очном обучении.

Программный робот воспроизводит на компьютере действия человека, которые последний выполнял бы, нажимая клавиши в определённой последовательности.

Как правило, роботы заменяют людей, осуществляя стандартные и повторяющиеся операции. Они могут действовать круглосуточно и быстрее, чем человек. Для сравнения – специалист формирует справку за 15 минут, а робот на те же операции тратит не более 5 минут. Роботы не допускают ошибок. К тому же автоматизация процессов даёт быстрый эффект и не требует доработки существующих информационных систем.

Из-за большого количества ежедневных отчётов внедрение программных роботов в Горьковской дирекции управления движением признано очень перспективным направлением. В прошлом году было принято решение о формировании 12 ежедневных отчётов при помощи программных роботов, что позволило бы сократить часы работы сотрудников и уменьшить работу по сменам.

Для реализации проекта был выбран отдел организации породовой погрузки и выгрузки, пять инженеров которого трудились в круглосуточном режиме по сменному графику. В дневное время они были загружены вопросами организации грузовой работы, а ночью их обязанностью было формирование справок и докладов для руководителей дирекций и служб. Это справки по местной работе; по погрузке зерна по станциям за отчётные сутки, по остаткам неразгруженных вагонов, по плану выгрузки регионами Горьковской дороги на текущие сутки, по контейнерным поездам ГЖД, по работе ДЦС за первую половину суток, а также доклады по погрузке и выгрузке нефти и нефтепродуктов на станции Зелецино, по выгрузке вагонов за сутки, по выгрузке щебня, по выгрузке и развозу за сутки, по подсылу порожняка на станции Зелецино. Все эти данные собирались из разных источников: АСУ «ГИД Урал», ЭТРАН, АСУ МР, СИРИУС.
«Сейчас эти справки формируют в автоматическом режиме программные роботы, и они попадают к руководителям не в бумажном виде, а через электронною почту, что очень удобно, – говорит главный инженер Горьковской дирекции управления движением Александр Мальцев. – Внедрение роботов позволило высвободить у сменных работников дирекции порядка 12 часов в сутки. Экономический эффект составил 1,06 млн руб. в год. А в перспективе роботы заменят сменных работников в ночные часы».

Стоит отметить, что в период тестирования (а оно было поэтапным и началось в мае прошлого года) дирекции пришлось столкнуться с рядом технических проблем.

Например, в системе ЭТРАН логин и пароль меняются каждые три месяца. При их смене происходил сбой в работе программных роботов.

Ещё одним камнем преткновения при первом запуске робота в АСУ МР стало обновление системы, которая также приводила к сбоям. Все эти вопросы помогли решить специалисты службы корпоративной информатизации и информационно-вычислительного центра дороги.

Но это всего лишь первые шаги в автоматизации ежедневных рутинных операций. И конечно, останавливаться на них Горьковская дирекция управления движением не собирается.

Александр Мальцев поясняет: «На 2021 год запланировано подключить к этому проекту отдел станций. Программные роботы будут формировать справки по работе сортировочных станций, важнейших участковых станций и справки о прибывших и проследовавших «кружностью» транзитных поездах на Горьковской магистрали – всего 11 справок, составление которых будет автоматизировано. Мы уже получили положительный опыт работы с этой технологией, поэтому будем каждый год расширять возможности её применения».

Алёна Зудина
Нижний Новгород

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28