11 мая 2021 01:57

Верность принципам

Для Владимира Гинько работа на железной дороге – дело жизни

За долгую службу на железной дороге Владимир Николаевич Гинько прошёл все ступени карьерной лестницы – от дежурного по станции до первого заместителя министра путей сообщения СССР. Сегодня, 10 февраля, он отмечает юбилей – 90 лет.
Владимир Николаевич Гинько отмечает 90-летний юбилей
«Я читаю «Гудок» больше семидесяти лет!» – сообщает при встрече Владимир Николаевич. Ветеран до сих пор аккуратно подписывается на отраслевую газету и внимательно читает новости о железной дороге – деле его жизни.

У Владимира Гинько множество наград. Он почётный железнодорожник (такими же знаками отметили его заслуги транспортники Болгарии и Монголии), награждён орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, двумя орденами «Знак Почёта». Но жизнь Владимира Николаевича могла сложиться совсем иначе.

Владимир Гинько родился в 1931 году в глухой деревне Ефремовка Новосибирской области. В крестьянской семье он был самым младшим из семи детей. Затем семья перебралась в соседний город Куйбышев, где Владимир окончил 10 классов средней школы.
«О железной дороге я ничего не знал и даже не предполагал для себя такой судьбы – вмешался случай», – вспоминает Владимир Николаевич.

После окончания десятого класса Владимир поехал в гости к двоюродному брату в Барабинск, где тот работал машинистом на железной дороге. И там на вокзале увидел объявление о наборе слушателей в Новосибирский институт военных инженеров транспорта.
«В объявлении было написано, что принятых на курс слушателей обеспечат общежитием, бесплатным питанием и обмундированием. В послевоенные годы это было важно. Время было тяжёлое, а я рос без отца. Он умер, когда я был совсем маленьким, – рассказывает Владимир Гинько. – Я тут же взял чемодан в руки и пошёл по указанному адресу».

Конкурс был семь человек на место, но Владимир его выдержал, и его приняли на первый курс эксплуатационного факультета.
«Мне было очень интересно учиться. Я сразу понял, что это моё, с удовольствием проходил практику на железной дороге», – вспоминает Владимир Николаевич. В те годы в институте осваивали такие дисциплины, как восстановление железных дорог, организация военных сообщений. На военных полигонах взрывали и восстанавливали железнодорожные пути, жили в обстановке, приближенной к боевой. По словам Владимира Гинько, это закалило его характер, а знания пригодились в жизни.

В 1954 году Владимир окончил институт с отличием. Молодого специалиста направили дежурным по станции Златоуст-Главный Южно-Уральской железной дороги. Через несколько лет, в 1957 году, он уже был назначен начальником этой станции и проработал на этой должности четыре года. Но затем его карьера сделала неожиданный поворот – Владимира Гинько избирают председателем профсоюзной организации отделения дороги.

А затем, в декабре 1961 года, новое назначение: Владимир Николаевич становится начальником Златоустовского отделения ЮУЖД.

Инициативного, дисциплинированного, ответственного работника замечало не только руководство железной дороги. Спустя три с половиной года Владимир Николаевич стал первым секретарём Златоустовского горкома КПСС.
«Тогда было так: партия сказала – надо выполнять. Но я производственник, всегда хотел вернуться на железную дорогу», – говорит Владимир Николаевич.

И в декабре 1966 года новый начальник ЮУЖД Геннадий Виноградов убедил Челябинский обком партии поддержать назначение Владимира Гинько на должность своего первого заместителя. А в 1972 году Владимир Николаевич уже сам стал начальником Южно-Уральской железной дороги.
«У нас тогда считалось делом чести, если на какой-то дороге строилась новая больница, новый стадион. Мы, начальники дорог, тогда даже негласно соревновались друг с другом количеством построенного жилья для железнодорожников, домов отдыха. Это действительно необходимо было нашим работникам», – вспоминает Владимир Гинько.

Решение социальных проблем способствует уменьшению текучести кадров, а в конечном итоге и повышению эффективности производства, уверен Владимир Николаевич. Поэтому, когда не хватило средств на строительство жилья и прекратилось финансирование проекта нового Дома культуры железнодорожников на станции Полетаево, он обратится за помощью напрямую к министру путей сообщения Борису Павловичу Бещеву. И необходимые средства были выделены.

В 1978 году Владимира Гинько пригласили в Москву на должность начальника Главного управления движения МПС СССР – заместителя министра (кстати, 26 мая это ведомство тоже будет праздновать юбилей – 85 лет со дня основания. Сейчас это Центральная дирекция управления движением – филиал ОАО «РЖД»). Но буквально через несколько месяцев было создано Главное управление промышленного железнодорожного транспорта МПС, и Владимир Николаевич его возглавил. Ему предстояло наладить взаимодействие промышленных предприятий страны и железнодорожного транспорта.

Новый этап в карьере Владимира Гинько наступил в 1982 году, когда он был назначен первым заместителем министра путей сообщения СССР.
«Вначале я отвечал за всю эксплуатационную работу. Затем меня переключили на пассажирский блок», – вспоминает Владимир Гинько.

Когда в 1988 году в Армении случилось землетрясение, Владимир Гинько был сразу направлен туда восстанавливать работу железнодорожного транспорта. «Помню, я только вернулся из штатной командировки в Ереван, когда улетал, там всё было нормально. Захожу домой, звонок: «Вас ищет министр, срочно вылетайте обратно в Ереван, там случилось страшное землетрясение», – рассказывает ветеран. – Урон был колоссальным: разрушены более 20 городов и сотни сёл. Но железнодорожные пути пострадали не так сильно. Тогда нашей главной задачей было обеспечить доставку продовольствия, строительных грузов и эвакуацию людей».

Если до землетрясения на Ереванском отделении выгружалось за сутки в среднем 160–170 вагонов, то после него в течение двух-трёх месяцев объём выгрузки увеличился до 2000 вагонов.

Владимир Гинько всегда старался отстаивать интересы отрасли и её работников. Так, когда в 1991 году правительство решило перевести отраслевое здравоохранение с государственного финансирования на финансирование за счёт средств МПС, Владимир Гинько добился встречи с председателем Совета Министров СССР Валентином Павловым и убедил его, что этого делать нельзя, так как в таком случае развитие железных дорог затормозится.

В 1992 году, проработав 10 лет в должности первого замминистра, Владимир Гинько ушёл на пенсию. Но в этот год был создан Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества Независимых Государств. После распада СССР необходимо было сохранить единство железных дорог теперь уже разных государств. И Владимира Николаевича пригласили в Дирекцию Совета. И до 1996 года он занимал должность первого заместителя председателя Дирекции Совета.
«Я считаю себя счастливым человеком, ведь меня всегда окружали хорошие люди, – говорит ветеран. – У меня были прекрасные учителя в школе, замечательные преподаватели в институте, очень хорошие наставники и сослуживцы на производстве. Я им очень благодарен».

Семья всегда поддерживала Владимира Николаевича. С женой Лидией Петровной они прожили всю жизнь. Её не стало в 2012 году.
«Пока больше никто из нашей семьи не стал железнодорожником. А я никогда и не настаивал на выборе профессии моими детьми. Одна дочь с детства грезила медициной, стала врачом. Сейчас читает лекции в Первом медицинском университете. Вторая дочь стала экономистом. Внуки тоже выбрали профессии, не связанные с железной дрогой. Но ничего, буду правнуков агитировать, у меня их много: два правнука и четыре правнучки», – улыбается Владимир Николаевич.

Виктория Гаджиева

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28