19 мая 2021 06:33

фото: Владимир Литвинов / ИД «Гудок»

Лавины укротили взрывами

На Красноярской дороге 7 февраля завершены работы по принудительному спуску снежных масс с помощью специально организованных взрывов. В итоге было спущено около 3 тыс. куб. м снега.
Взрывные работы, проводимые в зонах зарождения лавин, позволяют предотвратить их самопроизвольный сход и являются эффективной мерой профилактики в борьбе со стихией.

Решение об организации принудительного обрушения снежных масс было принято в связи с погодной ситуацией и в целях обеспечения бесперебойного и безопасного движения поездов.

В результате продолжительных снегопадов, прошедших в регионах Сибири в последние 10 дней, уровень снега, скопившегося на склонах гор, увеличился более чем на 2 м, а в некоторых местах достиг 3,2 м. Это рекордное снегонакопление за последние 10 лет. В середине прошлой недели тридцатиградусные морозы сменились резким потеплением почти до ноля градусов, что повысило опасность стихийного схода лавин.

Было проведено несколько искусственных спусков в местах так называемых скальных прижимов, где железнодорожный путь проходит на расстоянии всего нескольких метров от горных склонов. Спуск снега выполнялся специализированной организацией в технологические «окна», когда движение поездов не осуществляется.

Взрывные работы проходили в течение трёх дней, с 5 по 7 февраля, в окрестностях самых снегозаносимых и лавиноопасных перегонов, расположенных в Кемеровской области: Чульжан – Бельсу, Бельсу – Теба, а также вблизи станции Лужба.

На этих участках южного хода КрЖД в горах Кузнецкого Алатау и Восточного Саяна спуск снега с помощью взрывов был организован впервые в этом году.
«В пятницу, субботу и воскресенье производились взрывные работы на 85-м, 92-м, 95-м, 98-м, 99-м, 105-м и 131-м км линии Междучеренск – Тайшет, – рассказывает начальник Чульжанской дистанции пути Евгений Тройнин. – В этом году в эти дни мы проводили первые взрывы. В итоге совокупно сошло около 3 тыс. куб. м снега. Необходимо отметить, что подобные мероприятия назначаются по мере накопления снега и его готовности к сходу. Если снег не готов сойти, то взрывные работы проводить нецелесообразно. Чем выше температура воздуха, тем больше сойдёт масс во время взрывов, так как снег станет более влажным и отяжелеет».

В воскресенье было минус 5 градусов – такая погода является подходящей для проведения этого вида работ. При таких условиях взрывы будут наиболее эффективными, поскольку высока вероятность спустить больше снега.

Ограничения по скорости до 40 км/ч за трое суток вводились на 98-м, 99-м, 104-м и 105-м км. На этих участках железнодорожники установили круглосуточное наблюдение.
«Взрывы проводились с соблюдением всех норм безопасности. Если в феврале ещё будут снегопады, то при ближайшей после них оттепели возникнет необходимость организовать взрывные работы на 142-м км дистанции. Но пока этот участок не нуждается в таких кардинальных мероприятиях», – отметил Евгений Тройнин.

Из техники для уборки сошедшего снега на железнодорожных путях были задействованы два роторных и два плужных снегоочистителя. Кроме того, в масштабных мероприятиях по спуску лавин участвовали 45 человек, в числе которых ответственные руководители работ, сотрудники локомотивных бригад, оборщики горных пород (специалисты, подготовленные для проведения операций с использованием альпинистского оборудования) и работники дистанции инженерных сооружений службы пути Красноярской дирекции инфраструктуры.

Всего на направлении от Междуреченска до Бискамжи 18 лавиноопасных участков. Наблюдение за ними ведётся специалистами дорожной противолавинной станции постоянно в течение зимнего сезона – с ноября по апрель.

Развёрнутая длина дистанции составляет 235 км, её работники обслуживают путевое хозяйство семи станций.

Александра Бобкова
Абакан


Справка «Гудка»
В задачи противолавинной станции КрЖД входит предотвращение самопроизвольного схода лавин со склонов, прилегающих к железной дороге, для обеспечения безопасности движения поездов. Для этого специалистами регулярно проводятся комплексные мероприятия. В летнее время производится установка и ремонт снегоудерживающих изгородей и кольктафелей на горных склонах. В зимний период работают посты круглосуточного наблюдения, срезаются козырьки и надувы, которые могут спровоцировать самопроизвольный сход снежных масс, организуются профилактические взрывные работы.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28