06 мая 2021 13:01

фото: Курская дистанция СЦБ

Дистанция с историей

За 90 лет Курская дистанции сигнализации, централизации и блокировки пережила множество реорганизаций и перевооружений, став практически эталонным предприятием своего времени и сохранив трудовые традиции.
Электромеханик СЦБ производит обслуживание прожекторного светофора
Архивные документы относят дату образования Курской дистанции сигнализации и связи Московско-Курской железной дороги к 1 февраля 1931 года. Только в 2006-м в ходе реорганизации она стала дистанцией СЦБ, и её основной задачей стало обеспечение текущего содержания и бесперебойной работы устройств автоматики и телемеханики.
«В архивах мы нашли первое упоминание о дистанции и информацию о её первом руководителе Александре Григорьевиче Горбачёве, – говорит начальник Курской дистанции СЦБ Владимир Беспалов. – Он был назначен на следующий день после образования предприятия, 2 февраля, и возглавлял его до 1937 года. Потом был переведён на работу в Москву начальником 1-й дистанции дороги им. Дзержинского. В 1944 году погиб под бомбёжкой».

С февраля 1935 года к 6-й добавилась 7-я Курская дистанция сигнализации и связи, а в 1936-м Московско-Курская железная дорога стала носить имя Феликса Дзержинского. Когда началась Великая Отечественная война и немецкие войска приближались к Курску, 6-я и 7-я дистанции были эвакуированы и личный состав переведён в военно-эксплуатационное подразделение № 14 города Москвы. В 1943-м оно обслуживало участки Поныри – Курск – Мармыжи и Льгов – Курск – Ржава.

После войны дистанции сигнализации и связи вернулись в Курск, а в 1953 году их было уже три – 6, 7 и 8-я. Все три в октябре 1955-го вошли в состав Курского отделения Московско-Курско-Донбасской железной дороги.

Спустя четыре года Курская дистанция сигнализации и связи входит в состав Курского отделения Московской дороги и именуется уже ШЧ-21. А летом 1997-го в её состав входит ещё и Льговская дистанция СЦБ.

В октябре 2006 года предприятие разделилось на Курскую дистанцию сигнализации, централизации и блокировки и Орловско-Курский региональный центр связи (РЦС-7). А летом 2017-го для обслуживания малодеятельных участков дороги выделилась в отдельное подразделение Льговская дистанция инфраструктуры.

Курская дистанция СЦБ вырастила многих профессионалов-железнодорожников. Трудились там и выдающиеся люди. Один из них – участник Великой Отечественной войны Иван Митрофанович Чехов. Он был в числе первых, кто форсировал Днепр в октябре 1943 года. Рискуя жизнью, под пулемётным огнём противника установил связь с командным пунктом полка. Благодаря этому военная операция была успешно проведена. За этот подвиг Чехов был удостоен звания Героя Советского Союза.

В 2003 году в дистанции был организован первый на сети цех по ремонту стрелочных электроприводов. В мастерской производится покраска электроприводов, проверка их на стенде и подготовка к эксплуатации. Основные задачи мастеров – ремонт и подготовка для замены электроприводов на станциях. Ремонт стрелочных электроприводов производится на технологической линии, что облегчает труд электромехаников и повышает производительность. В состав линии входят электротельфер для подъёма и перемещения электроприводов по цеху, покрасочная и сушильная камеры.
«Мы прекрасно понимаем, что в связи с постоянным развитием техники и технологий надо заниматься и постоянным повышением уровня квалификации своих кадров, – говорит Владимир Беспалов. – Для этого создали учебный центр. Преподают в нём настоящие профессионалы, работники дистанции. Один из них – Василий Леонов, бывший ранее заместителем начальника ШЧ-21. Пока в связи с пандемией обучение приостановлено, но мы готовы в любой момент его возобновить. Сейчас некоторые из наших сотрудники находятся на самоизоляции и работают удалённо, в освоении новых технологий им помогает система дистанционного обучения».

Два года назад в центре получили и внедрили 3D-комплекс по замене электропривода стрелки. В отлично оснащённых учебных классах занимаются также работники Орловско-Курской дистанции СЦБ и Льговской дистанции инфраструктуры.
«Техника совершенствуется, и одно из направлений, которое активно развивается на Московской дороге, – мониторинг состояния устройств, – говорит Владимир Беспалов. – Это позволяет нам оперативно выявить причину отказа устройств СЦБ и устранить неисправность».

В настоящий момент в дистанции используют мониторинг состояния устройств на участках Курск – Поныри, Курск – Льгов и Остапово – Курбакинская. Сейчас технологию аппаратно-программного комплекса диспетчерского контроля осваивают в направлении Курск – Касторная.

С 1 сентября 2016 года Курская дистанция СЦБ входит в число эталонных предприятий инфраструктурного комплекса по развитию культуры безопасности движения. Коллектив Курской дистанции с 1998 года 13 раз был победителем отраслевых соревнований и четырежды занимал второе место. «За 90 лет предприятие приобрело огромный опыт в обслуживании устройств автоматики и телемеханики, – говорит главный инженер дистанции Михаил Кораблёв. – Славные трудовые традиции передаются из поколения в поколение, и очень важно, что у наших сотрудников всегда есть перспектива профессионального роста и развития».

Сегодня эксплуатационная длина обслуживания дистанции пути с автоблокировкой составляет почти 307 км. На обслуживании находятся 637 стрелок, 19 постов электрической централизации, 50 переездов. На всём протяжении обслуживаемого пути установлены устройства комплекса технических средств модернизации и устройства контроля схода подвижного состава.

Валерий Павлов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28